«Подросток. Правонарушения. Ответственность».


Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся;

Задачи:

-ознакомить учащихся с разными аспектами последствий правонарушений, с точки зрения закона и с точки зрения морали;  

- формировать умения учащихся выбирать правильную позицию и уметь ее отстоять;

- способствовать воспитанию законопослушного гражданина.


Ход мероприятия

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме – о правонарушениях, которые совершают подростки и об их последствиях.


СЛАЙД 1


Тема нашего занятия: «Подросток. Правонарушения. Ответственность»


Мне хотелось бы начать наше занятие с фильма «Республика ШКИД», который мы недавно посмотрели. Фильм создан по одноименной книге бывших воспитанников ШКИДа. Героями фильма являются беспризорники, лишившиеся родителей и ставшие воспитанниками школы-коммуны. Ребята совершали немало правонарушений, и воспитателям колонии приходилось очень непросто работать с этими подростками.


Действие происходит в Петрограде в самом начале 20-х годов 20 века. В стране разруха, голод и 4 миллиона беспризорных детей. Малолетних преступников отлавливают органы милиции и распределяют по школам-интернатам и колониям закрытого типа; тех ребят, которые остаются на улицах, ждёт тюрьма.

События происходили в период гражданской войны, когда в стране была разруха и голод. Наверное, именно поэтому подростки хулиганили, воровали, совершали и более тяжкие правонарушения.


СЛАЙД 2


Но тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений.

Наша страна остается одним из лидеров по количеству несовершеннолетних заключенных – 13 на 100 тыс. человек. Ведь сегодня, в наше мирное время, когда благосостояние народа значительно улучшилось по сравнению со временем «Республики ШКИД» каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему?


СЛАЙД 3


Как вы думаете, каковы причины, приводящие несовершеннолетних к преступлению?


- плохо учатся, а потом бросают школу;
- курят и выпивают;
- грубят сверстникам, и взрослым;
- унижают маленьких и слабых;
- лгут без причины;
- стараются выяснить отношения только с помощью силы;
- играют в карты;
- портят школьное имущество
и многое другое.



Давайте сегодня попробуем найти ответы на вопросы:


- Что же такое правонарушение?

- Несет ли подросток ответственность за правонарушения?

- Как не допустить неправильного поступка в своей жизни.


СЛАЙД 4


Вопросы викторины:

  1. Что такое правонарушение? Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков.


СЛАЙД 5


2.С какого возраста наступает ответственность за все виды нарушения закона? (с 16 лет)


СЛАЙД 6


3. За какие виды правонарушений ответственность наступает с 14 лет? (За тяжкие и особо тяжкие преступления)

убийство;

умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;

похищение человека;

изнасилование;

кража;

грабеж;

разбой;

вымогательство;

угон транспортного средства;

умышленное уничтожение или повреждение имущества;

терроризм;

захват заложника;

заведомо ложное сообщение об акте терроризма;

хулиганство при отягчающих обстоятельствах;

вандализм;

хищение оружия, наркотиков;

приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.




СЛАЙД 7


5. Золотое правило нравственности гласит: «Поступай по отношению к другим так, как … (закончи фразу) (ты хочешь, чтобы относились к тебе)


Некоторые подростки рассматривают свои проступки как проявление обыкновенной шалости.

«Подумаешь, какие мелочи - разбил стекло, выругался нецензурной бранью, сделал непристойную надпись на парте, сломал дерево», - говорят они, когда приходится отвечать за содеянное.

Нет, это не шалости, не мелочи. Стоит только задуматься о последствиях таких проступков и станет понятным, что в результате их материальный ущерб несет государство, морально или физически страдают другие люди, и что самое главное, сам правонарушитель оказывается у опасной черты в нравственном развитии, за которой - преступление.


-Ребята, любой человек, и пожилой, и молодой, и подросток в ответе за себя, за свои слова и за свои действия.


1. Если человек нарушил закон, он несёт юридическую ответственность за своё правонарушение.

Что же такое юридическая ответственность?


СЛАЙД 8


Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение.


СЛАЙД 9 Приглашенные


2. Существует 4 вида юридической ответственности при правонарушениях:


1). Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом, - общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2). Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3). Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины, опоздания на работу.

4). Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Взыскание к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба. Наступает с 16 лет.

Разбор ситуации:


1. Серёжа 12 лет и Саша 13 лет играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

(Административное правонарушение, штраф с родителей)


2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое взыскание грозит его родителям ? (Админ. , штраф до 3-х мин. зарплат)


3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? ( Кража, с 14 лет)


4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какие правила нарушили подростки? ( Громко смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали)

5 В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в полицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются). Конечно, «заложенная бомба» - это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе.

Как вы думаете, за подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона? (ребята отвечают).

Правильно, с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до двух сот тысяч рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2х лет, либо арестом на срок от 3х до 6ти месяцев, либо лишение свободы на срок до 3х лет. Так что, помните, с законом шутки плохи!


СЛАЙД10


Закрепление информации (работа в парах)


Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений.


Виды ответственности:

А- административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У- уголовная.

Д - дисциплинарная


СЛАЙД 11


Виды нарушений:


Порвал учебник одноклассника (Г)

Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

Избил одноклассника (У)

Совершил кражу мобильного телефона (У)

Совершил прогул в школе (Д)

Переходил дорогу в неположенном месте (А)

Разбил мячом окно (Г)

Нецензурно выражался в общественном месте (А)


СЛАЙД 12


Викторина «Закон и я».


1. С какого возраста наступает уголовная ответственность для лиц, совершивших преступления?

Согласно УК РФ с 16 лет.

2. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности несовершеннолетний, не достигший 14-летнего возраста?

Нет.


3. Какие виды наказаний не применяются к несовершеннолетним?

Смертельная казнь и срок лишения свободы более 10 лет.


4. Несовершеннолетний совершил преступление в день своего рождения, по достижении 14 лет. Может ли он привлекаться к уголовной ответственности?

Нет, т.к. лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а с 0 часов следующих суток.


5. Подлежит ли наказанию нецензурная брань в общественных местах, приставание к гражданам?

Эти действия квалифицируются, как мелкое хулиганство и за это может быть наложен штраф до 2 мин. зарплат, исправительные работы до 2 месяцев с удержанием 20 % заработной платы, арест до 15 суток.


6. Вас задержали и доставили для допроса в отделение полиции. Какие существуют правила проведения допроса несовершеннолетних?

Допрос должен вестись в присутствии родителей, представителей школы, родственников или других взрослых.


7. Как наказывается распитие спиртных напитков в общественных местах?

Появление в пьяном виде в общественных местах, а также распитие ими спиртных напитков, влечет наложение штрафа на родителей или лиц их замещающих в размере до 2 мин. зарплат.


8. Какие наказания предусмотрены за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте?

Подкладывание на ж.д. пути предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов – штраф до 5 мин. зарплат. Переход по железнодорожным путям в неустановленном месте – штраф от 0,1 до 0,5 мин. зарплат.

Повреждение железнодорожных путей, путевых объектов и сооружений, устранение сигнализации – штраф от 2 до 5 мин. зарплат.


9. С какого возраста наступает административная ответственность?

Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.


11. За совершение каких преступлений подлежат уголовной ответственности несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет




Как же не допустить правонарушение?

Давайте совместно составим памятку, которую так и назовем


СЛАЙД 13


Памятка

« Как не допустить правонарушение».


Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой.

Организуй свободное времени отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом)

Не общайся с сомнительными компаниями.

Если что-то произошло, обязательно расскажи об этом взрослым .

Помни, что за все свои проступки надо отвечать.

Не иди на поводу у других людей.


А сейчас ребята, подведем итог занятия. Я прошу вас закончить предложение.

СЛАЙД 14


Закончи предложение:


-Сегодня на занятии мы узнали, что…

-Чтобы не быть правонарушителем, нужно…

-Каждый человек должен за свои поступки…

-Я задумалась (задумался) над…

-Я выбираю…


Наше занятие завершается.

Была ли полезна эта встреча для каждого из вас? Я предлагаю каждому из вас выбрать либо красное яблоко, либо зеленый лист, либо голубой цветок.


СЛАЙД 15


На слайде вы видите «дерево мнений»

На этом дереве каждый из вас поместит:

- красное яблоко, что значит - я выбираю законопослушное поведение,

- зеленый лист, что значит - я задумаюсь,

- голубой цветок - я останусь при своем мнении.


- Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего занятия вы постараетесь совершать только хорошие поступки. Удачи вам


Разбор ситуации:


1. Серёжа 12 лет и Саша 13 лет играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?


2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое взыскание грозит его родителям ?


3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток?


4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какие правила нарушили подростки?

5 В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в полицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка?

Как вы думаете, за подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона?



Разбор ситуации:


1. Серёжа 12 лет и Саша 13 лет играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?


2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое взыскание грозит его родителям ?


3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток?


4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какие правила нарушили подростки?

5 В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в полицию «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка?

Как вы думаете, за подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона?

Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений.

Виды ответственности:

А- административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У- уголовная.

Д - дисциплинарная

Виды нарушений:

Порвал учебник одноклассника.

Появление подростка на улице в нетрезвом виде.

Избил одноклассника.

Совершил кражу мобильного телефона.

Совершил прогул в школе .

Переходил дорогу в неположенном месте.

Разбил мячом окно.

Нецензурно выражался в общественном месте.





Определить виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений.

Виды ответственности:

А- административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У- уголовная.

Д - дисциплинарная

Виды нарушений:

Порвал учебник одноклассника.

Появление подростка на улице в нетрезвом виде.

Избил одноклассника.

Совершил кражу мобильного телефона.

Совершил прогул в школе .

Переходил дорогу в неположенном месте.

Разбил мячом окно.

Нецензурно выражался в общественном месте.