ПРИЛОЖЕНИЕ №4
3.4.3 Материально-технические условия реализации адаптированной основной
образовательной программы
Здание и прилегающая территория соответствует общим требованиям,
предъявляемым к образовательным организациям, в частности:
к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса;
к обеспечению санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;
к соблюдению пожарной и электробезопасности;
к соблюдению требований охраны труда;
к соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и
капитального ремонта и др.
Материально-техническая база реализации адаптированной образовательной
программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) соответствовует действующим санитарным и противопожарным нормам,
нормам охраны труда работников образовательных организаций, предъявляемым к:
участку (территории) и зданию образовательной организации;
помещениям библиотек, актовому и физкультурному залу, залу для проведения
занятий по ритмике (лечебной физкультуре);
помещениям для осуществления образовательного и коррекционно-развивающего
процессов: классам, кабинетам учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагогапсихолога и др. специалистов, структура которых должна обеспечивать возможность для
организации разных форм урочной и внеурочной деятельности;
трудовым мастерским (размеры помещения, необходимое оборудование в
соответствии с реализуемым профилем (профилями) трудового обучения);
кабинету для проведения уроков «Основы социальной жизни»;
кабинетам медицинского назначения;
помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления
пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания;
туалетам, душевым, коридорам и другим помещениям.
Временной режим образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (учебный год, учебная неделя, день) установлен в
соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ»,
СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами
образовательной организации.
Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные
инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить
особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), способствуют мотивации учебной деятельности,
развивают познавательную активность обучающихся.
Учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость
использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся.
Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических
работ, необходимо использование рабочих тетрадей на печатной основе, включая
Прописи.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора
учебного и дидактического материала (в младших классах преимущественное
использование натуральной и иллюстративной наглядности; в старших - иллюстративной
и символической).
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Русский язык»
включает:
учебники; Букварь;
прописи; рабочие тетради на печатной основе;
программно-методическое обеспечение: методические рекомендации для учителя
по отдельным разделам учебного предмета;
печатные пособия: наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок;
картинное лото; наборы сюжетных картинок по отдельным темам;
различные виды словарей; репродукции картин в соответствии с тематикой и
видами работ;
учебно-практическое оборудование:
комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука
(общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв);
опорные таблицы по отдельным изучаемым темам;
схемы (звукобуквенного разбора слова; разбора слов по составу);
дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборы муляжей (фрукты,
овощи, ягоды и т.д.);
технических средств обучения: классная доска с набором креплений для картинок,
постеров,
таблиц; CD/DVD-проигрыватели; телевизор; аудиовидеомагнитофон;
компьютер с программным обеспечением; слайд-проектор;
мультимедиапроектор; магнитная доска; экран.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Чтение» включает:
комплекты учебников;
печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой
изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме;
словари по русскому языку; репродукции картин художников в соответствии с
тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного
типа из круга детского чтения;
технические средства обучения;
экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного
слова произведений художественной литературы; слайды,
соответствующие содержанию обучения;
игры и игрушки, настольное литературное лото, настольные литературные игры.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Речевая практика»
включает:
комплект учебников;
методические рекомендации для учителя;
печатное оборудование: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии
с изучаемыми темами;
наборы игрушек; настольный театр, плоскостные игрушки, настольные игры в
соответствии с изучаемыми темами;
технические средства обучения;
экранно-звуковые пособия.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
«Математика»
предполагает использование:
- учебно-методических комплексов, включающих учебники и рабочие тетради на
печатной основе;
- дидактического материала в виде: предметов различной формы, величины, цвета,
счетного материала; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для
персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по
формированию вычислительных навыков, калькуляторов и другие средства;
- демонстрационного материала - измерительные инструменты и приспособления:
размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников,
мерки);
- демонстрационных пособий для изучения геометрических величин,
геометрических фигур и тел; развертки геометрических тел;
- видеофрагментов и другие информационные объекты (изображения, аудио- и
видеозаписи), отражающие основные темы курса математики;
- настольных развивающих игр;
- электронных игр развивающего характера.
Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с
окружающим миром в рамках содержательной области «Естествознание» происходит с
использованием традиционных дидактических средств, с применением видео,
проекционного оборудования, Интернет-ресурсов и печатных материалов, муляжей
предметов, чучел животных и птиц. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим
миром способствует непосредственный контакт обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с миром живой природы (растительным и животным).
В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые
уголки, расположенные в здании образовательной организации, а также теплицы,
пришкольный участок и другие объекты на прилегающей к образовательной организации
территории.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Мир природы и
человека» предполагает использование:
печатных пособий: комплект наглядных материалов для организации фронтальной,
групповой и индивидуальной работы с учащимися в подготовительном классе;
комплекта предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических
картин и схем по разделам программы;
технических средств обучения;
экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и
социума); видеофильмы и презентации по темам учебного предмета;
учебно-практическое оборудование: игровой материал для сюжетных
дидактических игр; оборудование для проведения практических занятий и элементарных
опытов;
оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы,
бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.);
модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей;
гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов,
мебели и пр.;
конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.;
натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения,
плоды с/х культур и пр.;
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Природоведение»
включает:
учебно-методические комплексы: комплекты учебников и рабочих тетрадей;
методические рекомендации для учителя;
комплекты предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических
картин и схем по разделам программы;
информационно-коммуникативные средства: электронное приложение к учебнику;
мультимедийные обучающие программы; общепользовательские цифровые инструменты
учебной деятельности;
технические средства обучения;
экранно-звуковые пособия;
учебно-практическое оборудование: карты (полушарий, России), глобусы,
контурные карты (полушарий, России); макеты форм поверхности;
разрезные пособия по темам: материки и океаны, естественные и искусственные
экосистемы, Федеративное устройство России и др.;
оборудование для демонстрации опытов: движение Земли вокруг Солнца,
движение Земли вокруг своей оси, планеты Солнечной системы, термометры, лупы,
микроскопы или их упрощенные (детские) модели, бинокли, модели телескопа;
лабораторное оборудование для проведения опытов с водой, воздухом, почвой,
полезными ископаемыми;
оборудование для измерения температуры воды, воздуха; силы и направления
ветра;
оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы,
бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.);
модели и натуральный ряд.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Биология» включает:
учебно-методические комплексы: комплекты учебников и рабочих тетрадей;
комплекты предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических
картин и схем по разделам программы;
технические средства обучения;
экранно - звуковые пособия;
учебно - практическое оборудование:
оборудование для ухода за комнатными растениями и для содержания животных в
живом уголке, практических работ в природе;
микроскопы;
защитная одежда;
оборудование для наблюдения в природе и сбора экспонатов для коллекций:
бинокли, пинцеты, лотки, коробки, папки для сбора образцов;
оборудование для самонаблюдения: термометры, лупы, прибор для измерения
давления, секундомер, прибор для сравнения содержания углекислого газа во вдыхаемом
и выдыхаемом воздухе;
модели и натуральный ряд:
коллекции полезных ископаемых;
почвенные монолиты;
рельефы, модели форм поверхности, почвенных разрезов, открытых и закрытых
разработок месторождений полезных ископаемых;
модели строения растений, внешнего строения животных, модель внутреннего
строения млекопитающего;
коллекции споровых растений, голосеменных растений, покрытосеменных
растений, сельскохозяйственных растений, растений леса, луга, водоема;
модель скелета человека; внутренних органов человека; торса.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «География» включает:
учебно-методические комплексы: комплекты учебников и рабочих тетрадей;
печатные пособия: таблицы (ориентирование на местности, богатство морей
России, воды суши, животный мир материков и др.); портреты путешественников,
мореплавателей и др.; таблицы (календарь наблюдений за погодой; климат России и др.);
географические карты; альбомы демонстрационного и раздаточного материала;
информационно-коммуникативные
средства:
мультимедийные
обучающие
программы; библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии;
технические средства обучения;
экранно - звуковые пособия: видеофильмы и видеофрагменты; слайды
(диапозитивы);
учебно-практическое оборудование: теллурий; компас ученический;
школьная метеостанция (термометр учебный, гигрометр волосяной учебный,
аспирационный психрометр, барометр-анероид учебный, осадкомер, флюгер); набор
условных знаков для учебных топографических карт;
модели: модель Солнечной системы; глобус Земли физический (масштаб 1:30 000
000); глобус Земли политический (масштаб 1:30 000 000);
глобус Земли физический лабораторный (для раздачи учащимся) (масштаб 1:50
000 000); модель вулкана;
натуральные объекты: коллекция горных пород и минералов; коллекция полезных
ископаемых различных типов; гербарий растений природных зон России; гербарий
основных сельскохозяйственных культур, выращиваемых в России; гербарий основных
сельскохозяйственных культур мира.
Формирование знаний и практических умений в ходе освоения предметной области
«Человек и общество» происходит с использованием средств, расширяющих
представления и обогащающих жизненный опыт обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Материально-техническое обеспечение учебных предметов «Мир истории» и
«История Отечества» включает:
учебно-методические комплексы: комплекты учебников и рабочих тетрадей;
печатные пособия: настенные исторические карты, атласы, контурные карты;
событийные, типологические картины, портреты, исторические пейзажи; иллюстрации;
дидактический раздаточный материал: карточки с заданиями, историческими играми и
игровыми упражнениями;
информационно-коммуникативные
средства:
мультимедийные
обучающие
программы;
технические средства обучения;
экранно-звуковые пособия: аудиозаписи музыки; видеофильмы и презентации.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Обществоведение»
включает:
учебники; текст Конституции Российской Федерации;
печатные пособия: схемы, таблицы; дидактический раздаточный материал:
карточки с терминами-понятиями, заданиями, задачами;
информационно-коммуникативные средства;
технические средства обучения;
экранно - звуковые пособия.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Основы социальной
жизни» включает:
учебно-методические пособия для учителя;
оборудование зон кабинета «Основы социальной жизни»:
учебная зона: столы и стулья для практических работ; классная доска;
магнитно-поворотная или передвижная доска;
кухонная зона: мойка для мытья посуды и пищевых продуктов, электрическая
плита; холодильник; кухонная мебель; кухонная посуда, утварь; приборы и инструменты;
электробытовая техника (электрический чайник, электромясорубка, микроволновая печь,
электромиксер, жарочная печь, электротостер);
санитарно-гигиеническая зона: стиральная машина-автомат; гладильная доска;
раковина; шкаф для хранения инвентаря и средств для стирки, хранения предметов
личной гигиены, пылесоса, утюгов;
жилая комната: наборы мебели (диван, тумба для телеаппаратуры, книжный шкаф,
шкаф для посуды, стол со стульями, кресло, ковер, шкаф для одежды).
Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области
«Искусство». Освоение практики изобразительной деятельности, художественного
ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов
(ножниц, кисточек и др.), а также большой объем расходных материалов (бумага, краски,
пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные
виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.)
необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских.
На занятиях музыкой важно обеспечить обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
использование
доступных
музыкальных
инструментов, а также оснастить актовые залы воспроизводящим, звукоусиливающим и
осветительным оборудованием.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Рисование»
предполагает наличие:
печатных пособий:
портреты русских и зарубежных художников;
таблицы по цветоведению, построению орнамента; таблицы по стилям
архитектуры, одежды, предметов быта;
схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц,
человека;
таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному
искусству;
дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте
информационно-коммуникативных
средств:
мультимедийные
обучающие
художественные программы; общепользовательские цифровые инструменты учебной
деятельности
технических средств обучения;
экранно-звуковых пособий:
аудиозаписи музыки к литературным произведениям;
видеофильмы и презентации памятников архитектуры и художественных музеев;
видеофильмы и презентации видов и жанров изобразительного искусства;
творчества отдельных художников;
видеофильмы и презентации народных промыслов; художественных стилей и
технологий;
учебно-практического оборудования: конструкторы; краски акварельные, гуашевые;
бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры; восковые мелки;
кисти беличьи № 5, 10, 20; кисти из щетины № 3, 10, 20; стеки; ножницы;
рамки для оформления работ; тренажеры (прозрачные папки) для выработки
навыков рисования; шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;
моделей и натурального ряда:
муляжи фруктов и овощей (комплект);
гербарии;
изделия декоративно - прикладного искусства и народных промыслов;
гипсовые геометрические тела;
гипсовые орнаменты;
модель фигуры человека, животных, птиц, рыб;
керамические изделия;
предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз).
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Музыка» включает:
книгопечатную продукцию: хрестоматии с нотным материалом;
сборники песен и хоров; методические пособия (рекомендации к проведению
уроков музыки); книги о музыке и музыкантах; научно-популярная литература по
искусству; справочные пособия, энциклопедии;
печатные пособия: таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания,
средства музыкальной выразительности; схемы: расположение инструментов и
оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре
графические партитуры; портреты композиторов; портреты исполнителей; атласы
музыкальных инструментов;
альбомы с демонстрационным материалом;
дидактический раздаточный материал: карточки с признаками характера звучания;
карточки с обозначение возможностей различных музыкальных средств; карточки с
обозначением исполнительских средств выразительности;
информационно-коммуникационные средства: электронные библиотеки по
искусству; игровые компьютерные программы по музыкальной тематике;
технические средства обучения: музыкальный центр, видеомагнитофон,
мультимедийный компьютер со звуковой картой, телевизор с универсальной подставкой,
мультимедиа проектор, слайд-проектор, экран;
экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, фонохрестоматии по музыке;
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных
композиторов; различные музыкальные видеофильмы с записями выступлений
выдающихся отечественных и зарубежных певцов; известных хоровых и оркестровых
коллективов, фрагментов из мюзиклов;
слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств различных
исторических стилей и направлений; эскизы декораций к музыкально-театральным
спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений)
нотный и поэтический текст песен; изображения музыкантов, играющих на различных
инструментах;
учебно-практическое оборудование:
музыкальные инструменты: фортепиано (пианино, рояль), баян /аккордеон, скрипка,
гитара, клавишный синтезатор;
комплект детских музыкальных инструментов: блок-флейта, трещотки,
колокольчик, треугольник барабан бубен румба, маракасы, кастаньеты металлофоны
ксилофоны; свистульки, деревянные ложки;
комплект знаков нотного письма (на магнитной основе);
комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука,
динамики);
специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для
учащихся.
Овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) предметной областью «Физическая культура» предполагает коррекцию
двигательных навыков в процессе музыкально-ритмической и спортивной деятельности.
Для этого необходимо наличие специальных предметов (лент, мячи, шары, обручи и др.);
фонотеки с записями различных музыкальных произведений; наборов детских
музыкальных инструментов (бубен, барабан, детское пианино и др.). Оборудование
спортивного зала предполагает наличие необходимого спортивного инвентаря для
овладения различными видами физкультурно-спортивной деятельности.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Физическая культура»
включает:
печатные пособия: таблицы, схемы, плакаты с классификацией видов спорта,
спортивных упражнений, последовательностью выполнения упражнений;
дидактический раздаточный материал: карточки по физкультурной грамоте;
информационно-коммуникативные
средства:
мультимедийные
обучающие
материалы, программы;
технические средства обучения;
экранно-звуковые пособия: видеофильмы и презентации по Олимпийскому,
Параолимпийскому образованию; спортивным праздникам, национальным спортивным
играм;
учебно-практическое оборудование: спортивный инвентарь и оборудование;
спортивные тренажеры;
модули: набивные мячи, гантели; гимнастическое оборудование;
скакалки, обручи, ленты; баскетбольные, волейбольные, футбольные мячи;
сетки, флажки, кегли; тренажерное оборудование.
Для овладения образовательной областью «Технологии» учащимся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
необходимо
использование
специфических инструментов и расходных материалов в процессе формирования навыков
ручного труда. Для организации профильной трудовой подготовки необходимо наличие
специального оборудования в соответствии с тем или иным профилем труда (швейные
машины, столярный инвентарь, приспособления для картонажно-переплетного дела и др.),
а также использование адаптированных технологических карт, позволяющих
обучающимся освоить необходимые трудовые навыки.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Труд (технология)» 14 классы включает:
учебно-методические комплексы: комплекты учебников и рабочих тетрадей;
учебно-практическое оборудование:
материалы:
краски акварельные, гуашевые;
фломастеры разного цвета;
цветные карандаши;
бумага рисовальная а3, а4 (плотная);
бумага цветная разной плотности;
картон цветной, серый, белый;
бумага наждачная (крупнозернистая, мелкозернистая);
бумага в крупную клетку;
набор разноцветного пластилина;
нитки (разные виды);
ткани разных сортов;
природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого
ореха, тростниковая трава и т.д.);
древесные опилки;
алюминиевая фольга;
проволока цветная;
клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш;
шнурки для обуви (короткие, длинные);
инструменты:
кисти беличьи № 5, 10, 20;
кисти из щетины № 3, 10, 20;
стеки;
ножницы;
циркуль;
линейки;
угольники;
иглы швейные с удлиненным (широким) ушком;
булавки швейные;
шило с коротким стержнем;
напильник;
карандашная точилка;
гладилка для бумаги;
вспомогательные приспособления:
подкладные доски;
подкладной лист или клеенка;
коробка для хранения природных материалов;
подставка для кисточки;
баночка для клея;
листы бумаги для работы с клеем (макулатура);
коробочка для мусора;
тряпочки или бумажные салфетки (влажные) для вытирания рук;
печатные пособия: таблицы по народным промыслам, русскому костюму,
декоративно-прикладному искусству; дидактический раздаточный материал: карточкизадания по технологии изготовления изделия;
информационно-коммуникативные
средства:
мультимедийные
обучающие
программы по ручному труду;
технические средства обучения;
экранно-звуковые пособия;
модели и натуральный ряд: муляжи фруктов и овощей; изделия декоративноприкладного искусства и народных промыслов; модели геометрических фигур и тел;
модель фигуры человека, животных; керамические изделия; предметы быта; различные
виды раздаточных коллекций; конструкторы.
Материально-техническое оборудование учебного предмета «Труд (технология)»
5-9 классы включает:
Учебно-методические комплексы: учебники и тетради на печатной основе по
отдельным видам профильного труда;
Оборудование помещения:
2 столярных мастерских (площадь помещения 2/40 м/кв.);
2 швейных мастерских (площадь помещения (2/40 м/кв.);
классная доска;
учительский стол;
шкафы для хранения материалов, инструментов;
учебные места для учащихся: одноместные или двухместные столы и стулья на 16
посадочных мест;
демонстрационный столик;
участок ручной работы;
участок машинной работы;
стеллажи для выставок детских работ;
учебно-практическое оборудование:
материалы: краски; фломастеры разного цвета; цветные карандаши;
бумага разных сортов (рисовальная А3, А4 (плотная), бумага цветная разной
плотности, картон цветной, серый, белый, бумага наждачная (крупнозернистая,
мелкозернистая), бумага в крупную клетку, чертежная калька; нитки разных видов; ткани
разных сортов; древесные материалы;
алюминиевая фольга; проволока цветная; клеящие составы;
инструменты: инструменты для ручных работ с разными материалами;
станки и оборудование;
Печатные пособия: таблицы по народным промыслам, русскому костюму,
декоративно-прикладному искусству, дизайну; технологические карты изделий;
дидактический раздаточный материал: карточки-задания по технологии
изготовления изделия информационно-коммуникативные средства;
технические средства обучения;
экранно-звуковые пособия: видеофильмы и презентации: по художественным
музеям; народным промыслам.
модели и натуральный ряд: изделия декоративно-прикладного искусства и
народных промыслов; образцы изделий, изготовленных из разных материалов;
раздаточные коллекции видов и сортов разных материалов.
Материально-техническое обеспечение коррекционно-развивающей области
включает обеспечение кабинета логопеда, психолога и зала для проведений занятий по
ритмике.
Требования к оснащению кабинета логопеда:
печатные пособия: учебники по русскому языку и чтению; кассы букв и слогов;
разрезные азбуки; альбом с предметными и сюжетными картинками;
картинные лото; альбомы с картинками для исследования произношения звуков;
мебель и оборудование: парты, стол, стул, шкаф для пособий, классная доска,
зеркала (настенное, настольное, для индивидуальной работы), стенные часы, настольная
лампа, умывальник, мыло, полотенце;
специальное оборудование: логопедические зонды; спирт, вата;
игры и игрушки: настольные игры (кубики, мозаики, лото); игрушки,
предназначенные для развития дыхания; наборы игрушек, предназначенные для развития
и обогащения словарного запаса;
технические средства обучения: CD/DVD – проигрыватели; телевизор;
аудио видео магнитофон; компьютер с программным обеспечением; слайдпроектор; мультимедиа проектор; магнитная доска; экран;
Материально-техническое оснащение кабинета психолога включает:
учебный материал: методики с необходимым стимульным материалом для
диагностики познавательной и эмоциональной сфер, личности, поведения; методики с
необходимым оснащением для проведения психокоррекционной работы по отдельным
направлениям;
мебель и оборудование: стол и стул для психолога; шкаф для пособий и техники;
уголок мягкой мебели (по возможности); рабочие места для детей;
технические средства обучения;
игрушки и игры: мячи, куклы, пирамиды, кубики, доски Сегена различной
модификации; настольные игры;
набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин,
краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.).
Материально-техническое обеспечение зала для проведений занятий по ритмике
включает:
Специальное оборудование: хореографические станки; настенные зеркала;
дидактическое оборудование: мячи; ленты; дождики, шары, обручи;
музыкальные инструменты: фортепиано (пианино, рояль), баян /аккордеон, скрипка,
гитара, клавишный синтезатор;
комплект детских музыкальных инструментов: блок-флейта, глокеншпиль /
трещотки колокольчик, треугольник барабан бубен румба, маракасы, кастаньеты
металлофоны ксилофоны; свистульки, деревянные ложки;
технические средства обучения;
экранно-звуковые пособия.
Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только
на ребёнка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено
необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Информационное обеспечение включает необходимую нормативную правовую
базу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и характеристики предполагаемых информационных связей участников
образовательного процесса.
Информационно-методическое обеспечение
реализации адаптированных
образовательных программ для
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) направлено на обеспечение широкого, постоянного и
устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой
информации, связанной
с реализацией программы, планируемыми результатами,
организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Требования к информационно-методическому обеспечению образовательного
процесса включают:
1. Необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2.
Характеристики предполагаемых информационных связей участников
образовательного процесса;
3. Получения доступа к информационным ресурсам, различными способами
(поиск информации в сети интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к
электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных
базах данных;
4. Возможность размещения материалов и работ в информационной среде
образовательной
организации (статей,
выступлений, дискуссий, результатов
экспериментальных исследований);
Образование обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) предполагает ту или иную форму и долю обязательной социальной
интеграции обучающихся, что требует обязательного регулярного и качественного
взаимодействия специалистов массового и специального образования. Предусматривается
для тех и других специалистов возможность обратиться к информационным ресурсам в
сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные
библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить
индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Также
предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами
разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии.