1
Приложение
к приказу МБОУ С(К)ШИ
от 30.10.2024 №113а
ПОЛОЖЕНИЕ
об индивидуальном образовательном маршруте педагогических
работников и управленческих кадров МБОУ С(К)ШИ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об индивидуальном образовательном
маршруте педагогических работников и управленческих кадров (далее –
Положение) определяет цели, задачи, структуру, функции, содержание и
регламент реализации индивидуальных образовательных маршрутов (далее –
ИОМ) педагогическими и управленческими работниками МБОУ С(К)ШИ.
1.2. Положение разработано с целью обеспечения единства подходов к
поэтапному
созданию
и
внедрению
механизмов
непрерывного
профессионального развития педагогических работников и управленческих
кадров (далее – педагогические работники) с учетом современных требований
национальной системы профессионального роста, а также системы их научнометодического сопровождения.
Нормативные основы Положения:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании вРоссийской Федерации».
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2018–2025 годы, утвержденная Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
Паспорт федерального проекта «Учитель будущего». –
URL:http://www.consultant.ru/.
2
Паспорт федерального проекта «Современная школа». – URL:
http://www.consultant.ru/.
Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Об
утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность»
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
23.05.2014).
Распоряжение Минпросвещения России от 17.12.2019 № Р-140 «Об
утверждении методических рекомендаций по созданию центров непрерывного
повышения профессионального мастерства педагогических работников и
центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов в
рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей,
показателей и результатов федерального проекта «Учитель будущего»
национального проекта
«Образование».
Методические рекомендации по реализации мероприятий по
формированию и обеспечению функционирования единой федеральной
системы научно-методического сопровождения педагогических работников и
управленческих кадров № Р-307 от 15.11.2021
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации
посозданию и обеспечению функционирования региональной системы научнометодического сопровождения педагогических работников и управленческих
кадров № 2163 от 06.07.2021 г.
Концепция создания единой федеральной системы научнометодического сопровождения педагогических работников и управленческих
кадров № Р -174 от 16.12.2020 г., в ред. от 15.12.2022 № Р -303.
1.3. Методологические основы Положения. ИОМ как технология
непрерывного образования. Современное образование все более
ориентировано на оптимизацию внутренней активности педагогического
работника в его профессиональном развитии. В такой ситуации ему
необходимо овладеть навыком самооценки, умением определять
профессиональные затруднения, находить варианты их разрешения.
Ведущей технологией, способствующей реализации индивидуальных
профессиональных потребностей, является индивидуальный образовательный
маршрут (ИОМ). Основополагающими моментами ИОМ являются, с одной
стороны, мотивационная сфера педагогического работника, а с другой – его
индивидуальные образовательные потребности как профессионала.
Выбор ИОМ педагогическим работником как средства организации его
непрерывного профессионального образования целесообразен по ряду причин:
ИОМ разрабатывается на основе результатов самодиагностики или
оценочных процедур, обеспечивающих возможность установления уровня
сформированности профессиональных компетенций;
ИОМ позволяет реализовать право на выбор индивидуальной
траектории
развития
и/или
совершенствования
профессиональных
3
компетенций, которая разрабатывается педагогическим работником
самостоятельно или при помощи сопровождающего с учетом выявленных
профессиональных затруднений, субъектных профессиональных потребностей
и возможностей, а также современных цифровых средств и ресурсов;
ИОМ – это документ, фиксирующий содержание непрерывного
профессионального образования в выбранном формате и в установленный
разработчиком или его сопровождающим период;
содержательная сторона ИОМ направлена на преодоление
профессиональных затруднений и решение профессиональных проблем,
удовлетворение профессиональных интересов, актуальных для конкретного
педагогического работника в контексте приоритетных направлений развития
системы образования.
В ИОМ определены профессиональные компетенции, которые
необходимо развить или сформировать, сформулированы цели, задачи и
результат профессионального развития, а также определены формы, методы и
ресурсыдостижения поставленной цели и решения задач.
Проектирование ИОМ профессионального саморазвития и его
реализацию необходимо рассматривать как проектный продукт и
неотъемлемую часть непрерывного образования педагогического работника.
Определение и отбор ресурсов для проектирования и реализации ИОМ
во многом будет обеспечивать выбор форм развития профессионального
мастерства посредством формального, неформального и информального
образования.
Под формальным образованием понимают организацию обучения,
отвечающую пяти основным требованиям – обучение: 1) в специально
предназначенных для обучения учреждениях; 2) специально подготовленным
персоналом; 3) ведущее к получению общепризнанного документа об
образовании;
4)
систематизированное;
5)
характеризующееся
целенаправленной деятельностью обучающихся.
Неформальное образование означает неорганизованное обучение, не
имеющее ни одного из параметров, характеризующих формальное обучение.
Программа и курсы, завершение которых не сопровождается получением
сертификата, дающего право заниматься профессиональной деятельностью по
профилю их содержания.
Информальное образование предполагает процесс формирования и
обогащения установок, освоения новых знаний и умений, протекающий вне
рамоксистемы образования как специфического социального института, т.е. в
ходе повседневной жизнедеятельности человека через общение, чтение,
посещение учреждений культуры, учение на своем опыте и опыте других. Не
имеет атрибутов педагогической формы.
2. Цели, задачи
маршрута
и
функции
индивидуального
образовательного
2.1. ИОМ
–
это
структурированная
программа
действий
педагогического работника на некотором фиксированном
4 этапе работы, его
замыслы относительно собственного продвижения в образовании,
оформленные и упорядоченные им, готовые к реализации в педагогических
технологиях и в практической
деятельности.
Принимая во внимание вышесказанное, основной целью применения
ИОМявляется создание условий для непрерывного роста профессионального
мастерства педагогических работников, а именно повышение уровня
овладения ключевыми профессиональными компетенциями, актуальными
образовательными технологиями и вовлечение в активный процесс управления
качеством образования в своей образовательной организации.
2.2. Основные задачи реализации ИОМ:
анализ профессионально-личностных затруднений и точек роста,
выявленных в ходе оценки профессиональных компетентностей педагогов и
руководителей;
выявление запросов отдельных педагогических работников,
педагогических коллективов и управленческих команд на повышение
квалификации, оказание методической помощи, направленной на
удовлетворение профессиональных образовательных потребностей и
преодоления их профессиональных затруднений;
формирование представлений у педагогических работников о
своем профессионально-личностном развитии;
обучение
педагогических
работников
осознанному
и
осмысленному проектированию своего ближайшего профессиональноличностного будущего с помощью ИОМ;
расширение
возможностей
и
повышение
значимости
неформального иинформального образования;
содействие переходу педагогических работников в зону
приоритетного
профессионально-личностного
развития,
повышению
профессиональной компетентности и внедрению полученных компетенций в
практическую деятельность.
2.3. Функции реализации ИОМ:
нормативная (нормативное определение образовательной,
самообразовательной деятельности, регуляция развития педагогических
работников);
информационная
(информирование
об
образовательной
деятельности);
мотивационная (определение цели, ценности и результата
образования);
организационная (определение видов, форм, методов, моделей,
вариантов, ресурсов образования);
самоопределения (реализация потребности в самоопределении и
самоактуализации).
3.
Этапы разработки индивидуального образовательного маршрута
5
3.1. Разработка ИОМ строится на следующих принципах:
принцип персонификации (личностного подхода) – построение
ИОМ на основе самоанализа результатов профессиональной деятельности,
результатов
диагностики
профессиональных
компетентностей
педагогического работника;
принцип вариативности – возможность выбора педагогическим
работником форм, методов и способов удовлетворения профессиональных
потребностей и/или устранения профессиональных затруднений;
принцип мобильности и адресности – оперативное реагирование
как на приоритетные направления развития системы российского образования,
так и на изменяющиеся запросы и/или профессиональные затруднений
педагогическихколлективов и отдельных педагогических работников;
принцип непрерывности и преемственности – непрерывное
профессиональное развитие педагогических работников с учетом уровня их
профессиональной готовности к обеспечению повышения качества
результатов обучения.
3.2. ИОМ может быть сформирован:
в автоматическом режиме (например, с применением
используемых для диагностики цифровых платформ);
самостоятельно
педагогическим
работником
на
основе
полученных результатов диагностики;
педагогом при взаимодействии с методистом образовательной
организации;
педагогом или руководителем при взаимодействии с методистом
муниципальной методической службы;
педагогом или руководителем при взаимодействии с сотрудником
Центра
непрерывного
повышения
профессионального
мастерства
педагогическихработников (далее – ЦНППМПР);
при совместной деятельности педагога или руководителя с
наставником, представителем региональной команды наставников.
3.3. Разработка
ИОМ
включает
реализацию
нескольких
последовательныхи взаимосвязанных этапов:
3.3.1. Диагностический этап предусматривает диагностику,
направленную на определение уровня сформированности профессиональных
компетенций и выявление профессиональных запросов и затруднений.
Формы диагностики профессиональных компетенций:
диагностика профессиональных компетенций на основании
стандартизированных оценочных процедур;
самодиагностика профессиональных компетенций на основании
рефлексии профессиональной деятельности;
диагностика профессиональных компетенций на основании
результатов профессиональной деятельности;
диагностика профессиональных компетенций на основании
экспертной
оценки
практической
(предметно-методической
или
6
управленческой)деятельности.
3.3.2. Проектировочный этап предусматривает анализ результатов
(профессионального и компетентностного профиля) диагностического этапа,
определение цели и задач по разрешению конкретных профессиональных
затруднений и потребностей, необходимых ресурсов (институционального,
муниципального, регионального и федерального уровней) и перечня
мероприятий, а также конкретных сроков.
Маршрут содержит избыточную ресурсную среду, предполагает
выбор педагогическим работником конкретных курсов повышения
квалификации (https://dppo.apkpro.ru/about; https://edubank.iro.perm.ru/) и
образовательных событий, например, семинаров, вебинаров, мастер-классов,
активностей профессиональных ассоциаций, обмена опытом и лучшими
практиками и т. п. (https://apkpro.ru/educational-events/; https://cub.iro.perm.ru/;
http://educomm.iro.perm.ru/), в том числе с использованием дистанционных
образовательных технологий, из нескольких предложенных, выбор формы
участия, уровня активности, включенности.
ИОМ составляют с учетом возможностей, созданных в регионе, а
также федеральных, сетевых, дистанционных и иных мероприятий, которые
наилучшим образом решают задачу непрерывного научно-методического
сопровождения работников образования.
Срок
реализации
ИОМ
определяется
индивидуальными
потребностями педагогов или руководителей и составляется сроком от 1 года
до 5 лет.
ИОМ утверждается в образовательной организации и дополняется
установлением рефлексивных контрольных точек позволяющих проводить его
корректировку при необходимости.
3.3.3. Реализационный
этап
осуществляется
в
рамках
определенных на предыдущем этапе мероприятий в соответствии с
намеченными сроками и носит вариативный характер. В организационном
контексте ИОМ реализуется в нескольких взаимосвязанных плоскостях, таких
как курсы повышения квалификации, профессиональное самообразование,
деятельность педагога или руководителя в профессиональном сообществе,
участие педагога или руководителя в методической работе образовательной
организации.
Реализация мероприятий ИОМ фиксируется в дорожной карте в виде
конкретного педагогического продукта:
серии учебных занятий;
методической продукции;
портфолио;
творческого отчета;
педагогического проекта;
доклады, выступления;
сайта педагога / руководителя;
отчета о результатах (ходе) инновационной деятельности;
7
презентация опыта работы по выявленной проблеме.
3.3.4. Рефлексивный этап связан с анализом и субъектным
отношением к собственным достигнутым результатам деятельности:
осуществляется осмысление полученного опыта;
проводится анализ на соответствие фактического результата
ожидаемому;
определяются перспективы применения полученного результата в
практической деятельности субъекта;
составляется отчет о результатах деятельности.
Рефлексия деятельности по реализации ИОМ определяется
педагогическим работником самостоятельно и завершается формированием
ИОМпо дальнейшему профессиональному развитию.
Ожидаемые результаты проделанной работы по ИОМ должны
отражатьследующие показатели:
повышение качества преподавания (динамика качества обучения
попредмету, результатов воспитания и управления);
разработка и применение новых форм, методов и приемов
обучения,воспитания и управления;
Разработанные и изданные методические пособия, статьи,
программы, сценарии и др.;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
разработка и проведение открытых уроков, в т.ч. с
применениемновыхформ и технологий обучения;
создание комплектов педагогических разработок.
4.
Структура индивидуального образовательного маршрута
4.1. ИОМ представляет собой структурированный документ,
состоящий изтрех частей: информационной справки об авторе,
пояснительной записки и
«дорожной» карты ИОМ.
4.1.1. Сведения
об
авторе
включают
персональные
профессиональные данные: ФИО педагога или руководителя, наименование
образовательной организации, занимаемая должность, образование,
педагогический / управленческий стаж, квалификационная категория и дата
последней аттестации, сведения о профессиональной переподготовке и
повышении квалификации.
4.1.2. В пояснительной записке отражают цель, задачи, срок и
ожидаемые результаты реализации ИОМа.
4.1.3. «Дорожная» карта ИОМ разработана на основе самоанализа
результатов профессиональной деятельности, результатов диагностики
профессиональных компетентностей педагогических работников. «Дорожная»
карта представляет собой таблицу, в которой для каждой организационной
формы(Приложение 2) или формы повышения квалификации (Приложение 3)
в ИОМ прописывают содержание деятельности (мероприятия, тему, уровень,
дата), продукт (форму представления результата работы),8 самооценку и оценку
результатов работодателем и/или коллегами по управлению.
4.1.4. Работа по ИОМу отслеживается с помощью «дорожной»
карты, в которой фиксируется работа педагогического работника,
направленная на достижение поставленных целей и сроки выполнения. По
мере продвижения по
«дорожной» карте педагог или руководитель фиксирует свои достижения.
4.2. На основании накопленных материалов в конце каждого этапа
проводится анализ
(оценка эффективности) педагогической
или
управленческой деятельности, предполагающий соотнесение полученных
результатов с ранее поставленными целями и задачами, что служит основой
корректировки индивидуального маршрута педагога или руководителя на
следующий период.
5.
Методическое
и
управленческое
сопровождение
реализации индивидуального
образовательного
маршрута
5.1. Методическое сопровождение повышения профессиональной
компетентности педагогического работника понимается как специально
организованное,
систематическое
взаимодействие
сопровождающего
(методиста образовательной организации или муниципальной методической
службы, наставника, специалиста ЦНППМПР) и педагогического работника,
направленноена оказание помощи последнему в выборе путей решения задач
и преодоления типичных затруднений, возникающих в ситуации
профессионального совершенствования, с учетом имеющегося у него уровня
профессиональной компетентности.
Основной целью методического сопровождения является организация
образовательной среды и персональная поддержка педагогического работника
в реализации его ИОМ, что создает условия для индивидуализации процесса
обучения педагога и руководителя.
5.2. Методическое сопровождение может реализовываться как в
краткосрочных формах (консультирование, практикум, тренинг, мастер-класс,
образовательные события - погружения, образовательные сессии, культурные
практики, стажировки, конференции, образовательное путешествие и др.); так
и впролонгированных (наставничество, менторинг, тьюторство, супервизия и
др.).
5.3. Указанные модели используются на практике в различных
сочетанияхв отношении разных педагогических работников. К тому же каждая
из них можетреализовываться на трех уровнях: надпредметном, предметном и
личностном.
Надпредметный уровень сопровождения предполагает восполнение
профессиональных (компетентностных) дефицитов в области методологии и
теории образования; предметный – преподаваемой учебной дисциплины;
личностный – психологического здоровья учителя.
5.4. Отличительные особенности методического сопровождения
9
индивидуального маршрута непрерывного профессионального
развития
является:
вовлечение
педагогического
работника
в
процесс
самодиагностики, развитие их умения самостоятельно идентифицировать
собственные профессиональные затруднения и/или потребности;
развитие умения не только диагностировать, но и наращивать,
восстанавливать, переструктурировать и применять имеющиеся ресурсы и
сформированные профессиональные компетенции в процессе практической
деятельности.
Мониторинг реализации ИОМ предполагает плановое и
периодическое отслеживание выполнения запланированных мероприятий по
развитию профессионального мастерства педагогических работников, а также
сбора и обработки информации, которая позволит принимать решения об
уровне исполнения ИОМ.
5.5. Контроль работы педагогов образовательного учреждения над
процессами планирования и реализации ИОМ осуществляют заместитель
директора по УВР и методист.
Заместитель директора по УВР в плане методической работы
образовательного учреждения на предстоящий учебный год планирует:
- организационные мероприятия, обеспечивающие своевременный
выбор методической темы педагогами и составление ИОМ развития
профессиональной компетентности педагогов;
- представление педагогами промежуточных результатов работы над
методической темой (на заседаниях методических объединений или
творческих групп, педагогических чтениях, в ходе единых методических дней
и др.);
- ежегодные отчеты педагогов ОУ о результативности работы над
методической темой;
- обобщение опыта и представление итогов работы над методической
темой.
6.
Заключительные положения
6.1 Настоящее Положение об индивидуальном образовательном маршруте
педагогов в школе является локальным нормативным актом организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность,
принимается
на
Педагогическом совете и утверждается (вводится в действие) приказом
директора общеобразовательной организации.
6.2 Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации и подлежат рассмотрению на
методическом совете и утверждению директором школы.
6.3 Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1.
настоящего Положения.
6.4 После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
10
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.