Отчет о результатах самообследования за 2021 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат»
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Рассмотрен
на педагогическом совете
Протокол от 25.03.2022 № 4

Утверждаю
Директор
МБОУ
С(К)ШИ
_______________ Ю.А.Морозова

Отчет о результатах самообследования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Специальная (коррекционная) школа-интернат»
за 2021 год

г.Красновишерск

Структура самообследования
I. Информационная справка об учреждении

3

1.1. Общая информация

3

II. Показатели деятельности МБОУ С(К)ШИ

3

Анализ показателей деятельности МБОУ С(К)ШИ

5

III. Система управления

5

IV. Оценка условий образовательной деятельности

6

4.1. Виды деятельности школы

6

4.2. Оценка материально-технической базы

6

4.3. Оценка кадрового обеспечения образовательного процесса

9

4.4. Анализ контингента образовательного учреждения

10

V. Оценка организации образовательного процесса

11

5.1. Анализ образовательной программы, учебного плана

11

VI. Качество подготовки обучающихся

12

6.1. Результаты внутришкольных мониторинговых обследований качества
начального и общего образования за 3 года, педагогический мониторинг.
6.2. Результаты итоговой аттестации выпускников, освоивших
адаптированные программы основного общего образования за 3 года.
VII. Востребованность выпускников

12

VIII. Оценка воспитательной работы и дополнительного образования

15

8.1. Организация воспитывающей деятельности

15

8.2. Профилактика личностно – и социально опасных качеств ребёнка и
условий его жизнедеятельности
8.3. Анализ организации дополнительного образования

16

8.4. Результаты конкурсного движения

17

IX. Оценка методической деятельности и сопровождения
образовательного процесса
9.1. Организация инновационной и методической деятельности в
учреждении
9.2. Деятельность Службы сопровождения

18

9.3. Система повышения профессиональной компетентности педагогов

20

9.4. Распространение передового педагогического опыта

21

X. Оценка функционирования ВСОКО

21

XI. Общие выводы

23

14
15

17

18
20

2

I. Информационная справка об учреждении.
1.1. Общая информация
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат» (далее по тексту – Школа)
является
некоммерческой
организацией,
созданной
администрацией
Красновишерского муниципального района для предоставления услуг,
выполнения работ в целях осуществления предусмотренных законодательством
Российской Федерации (далее по тексту – РФ) полномочий органов местного
самоуправления.
Организационно-правовая форма Школы – учреждение.
Тип Школы – общеобразовательная организация.
Функции учредителя в пределах делегированных полномочий выполняет
орган местного самоуправления - Департамент муниципальных учреждений
администрации Красновишерского муниципального района Пермского края
(далее по тексту – Учредитель), действующий на основании Положения о
Департаменте муниципальных учреждений администрации Красновишерского
муниципального района Пермского края.
Юридический адрес и место нахождения Школы: 618590, Россия, Пермский
край, г. Красновишерск, ул. Гагарина, 68.
МБОУ С(К)ШИ (далее - Школа) расположена в центре города
Красновишерска. Большинство детей проживают в районе школы и в
отдаленных районах города, 23% учащихся – в поселках Красновишерского
округа.
II. Показатели деятельности МБОУ С(К)ШИ
N п/п

Показатели

1.
1.1
1.2

Образовательная деятельность
Общая численность учащихся
Численность учащихся по образовательной программе начального
общего образования
Численность учащихся по образовательной программе основного
общего образования
Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих
на "4" и "5" по результатам промежуточной аттестации, в общей
численности учащихся
Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса,
получивших неудовлетворительные результаты на
государственной итоговой аттестации, в общей численности
выпускников 9 класса
Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, не
получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей
численности выпускников 9 класса
Численность/удельный вес численности учащихся, принявших
участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей

1.3
1.5
1.10

1.14
1.18

Единица
измерения
74 человека
25 человек
49 человек
15человек/
39 %
0 человек/
0%
0 человек/
0%
45 человек/
68 %

1.19.1

численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся - победителей и
призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности
учащихся, в том числе:
Регионального уровня

1.19.2

Федерального уровня

1.19.3

Международного уровня

1.19

1.24
1.25

1.29.1

Общая численность педагогических работников, в том числе:
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих высшее образование, в общей численности
педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих высшее образование педагогической
направленности (профиля), в общей численности педагогических
работников
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих среднее профессиональное образование, в
общей численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, имеющих среднее профессиональное образование
педагогической направленности (профиля), в общей численности
педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических
работников, которым по результатам аттестации присвоена
квалификационная категория, в общей численности
педагогических работников, в том числе:
Высшая

1.29.2

Первая

1.26

1.27
1.28

1.29

1.30
1.30.1

Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических работников,
педагогический стаж работы которых составляет:
До 5 лет

1.30.2

Свыше 30 лет

1.31
1.32
1.33

Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических работников в
возрасте до 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических
работников в общей численности педагогических работников в
возрасте от 55 лет
Численность/удельный вес численности педагогических и
административно-хозяйственных работников, прошедших за
последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную
переподготовку по профилю педагогической деятельности или
иной осуществляемой в образовательной организации
деятельности, в общей численности педагогических и

6 человек/
23 %
19 человек/
26 %
27 человек/
36%
0 человек/
0%
22 человека
15 человек/
68 %
14 человек/
63 %
7 человек/
32 %
5 человек/
23 %
6 человек/
27 %
6 человек/
27 %
0 человек/
0%
человек/%
0 человек/
0%
5 человека/
23 %
1 человек/
4%
5 человек/
22 %
22 человека/
100 %

4

1.34

2.
2.2

2.3
2.4
2.4.1
2.4.2
2.4.3
2.4.4
2.4.5
2.5.
2.6

административно-хозяйственных работников
Численность/удельный вес численности педагогических и
административно-хозяйственных
работников,
прошедших
повышение квалификации по применению в образовательном
процессе
федеральных
государственных
образовательных
стандартов,
в
общей
численности
педагогических
и
административно-хозяйственных работников
Инфраструктура
Количество экземпляров учебной и учебно-методической
литературы
из
общего
количества
единиц
хранения
библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного
учащегося
Наличие в образовательной организации системы электронного
документооборота
Наличие читального зала библиотеки, в том числе:
С обеспечением возможности работы на стационарных
компьютерах или использования переносных компьютеров
С медиатекой
Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов
С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в
помещении библиотеки
С контролируемой распечаткой бумажных материалов
Численность/удельный вес численности учащихся, которым
обеспечена
возможность
пользоваться
широкополосным
Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся
Общая площадь помещений, в которых осуществляется
образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося

20 человек/
91 %

22 единицы

да
да
да
нет
нет
да
нет
нет
29 кв. м

Анализ показателей деятельности МБОУ С(К)ШИ
III. Система управления учреждением
Управление в МБОУ С(К)ШИ осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации на основе сочетания принципов
единоначалия и коллегиальности.
Единоличным исполнительным органом школы является директор, который
осуществляет
текущее
руководство
деятельностью
образовательной
организации.
Систему управления школой отличают демократичность, открытость,
приоритет общечеловеческих ценностей, охрана жизни и здоровья человека,
свободного развития личности.
В школе сформированы коллегиальные органы управления: общее собрание
работников, педагогический совет, управляющий совет, а также методический
совет, методические объединения, общешкольное родительское собрание.
Работа органов управления осуществляется в соответствии с
компетенциями, закрепленными в уставе, других локальных актах школы, что
соответствует законодательству Российской Федерации.

5

Организационная уровневая структура системы управления, перечисленные
формы координации деятельности аппарата управления, получение системной
обратной связи по отслеживанию и анализу деятельности субъектов
образовательного процесса позволяют эффективно управлять учебновоспитательным процессом школы.
IV. Оценка условий образовательной деятельности
4.1. Основными видами деятельности Школы является реализация:
адаптированных основных образовательных программ:
- образовательных программ начального общего образования:
- образовательных программ основного общего образования;
дополнительных общеразвивающих программ.
Образовательная деятельность в Школе организуется в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха
и
оздоровления
детей
и
молодежи», СанПиН
1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания», другими
нормативными правовыми актами, которые регулируют деятельность
образовательных организаций, локальными нормативными актами Школы.
Учебный план обучающихся с легкой умственной отсталостью
ориентирован на 9-11-летний нормативный срок освоения адаптированной
основной общеобразовательной образовательной программы, обучающихся с
умственной отсталостью в умеренной, глубокой, тяжелой степени, с ТНМР –
на 12-13-летний нормативный срок освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы, обучающихся с НОДА – 9-11-летний
нормативный срок освоения основной общеобразовательной образовательной
программы.
4.2. Оценка материально-технической базы
Школа располагается в двух типовых благоустроенных каменных зданиях,
рассчитанных на 110 учащихся. На первом этаже двухэтажного здания (принято
в эксплуатацию в 1991 году) находится учебный корпус для младшего звена, на
втором – спальный корпус интерната. В трехэтажном здании (принято в
эксплуатацию в 1996 году) располагается учебный корпус, библиотека,
столовая, спортзал, с оборудованными тренажерной (снарядной), лыжной базой,
раздевальными для девочек и мальчиков, душевыми, санузлами.
Здание школы расположено в благоприятных природных и гигиенических
условиях, вдали от промышленных предприятий.
В фойе школы вывешены копии устава, лицензии на осуществление
образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации,
лицензии на осуществление медицинской деятельности, правила поведения для
6

обучающихся. В рекреациях оформлены информационные стенды: «Уголок
пожарной безопасности», «Уголок безопасности дорожного движения»,
«Помним, гордимся!», «Наша Родина – Россия», «Добрые Дети мира», «Дом, в
котором мы живем» сменные выставки детских работ, работ педагогов школы.
В 13 учебных кабинетах обучались 74 ребенка (8 учеников находились на
индивидуальном обучении на дому). Все кабинеты оборудованы необходимой
мебелью для организации УВП, установлены умывальные раковины, имеются
компьютеры для использования педагогов. Имеется 2 видеопроектора, экраны,
видеокамера, телевизоры, фотоаппарат. Установлено внешнее и внутреннее
видеонаблюдение (16 камер).
Профессионально-трудовое обучение организовано на базе столярных
мастерских и кабинетов швейного дела.
В школе 4 учебных мастерских (2 столярных, 2 швейных), оборудованных 8
швейными машинками, 1 оверлоком, 1 заточным, 2 токарными, 2 сверлильными
станками, верстаками.
Коррекционно-развивающее обучение организуются в кабинетах учителялогопеда, педагога-психолога, педагога-дефектолога, социально-бытовой
ориентировки, ознакомления с окружающим миром.
Полностью укомплектованы необходимым оборудованием: столярная
мастерская и кабинет логопеда.
Медицинское обслуживание учащихся осуществляется по договору с ГБУЗ
ПК «Красновишерская ЦРБ». Медицинский кабинет включает: кабинет врача,
процедурный кабинет.
Для проживания иногородних детей создан интернат. В отдельном блоке (на
2 этаже) располагаются 8 спальных комнат и две игровые комнаты,
оборудованные всей необходимой мебелью, наборами дидактических и
настольных игр, телевизором. На этаже расположены: комната для сушки
одежды и обуви, 2 душевые, комнаты личной гигиены, оборудованные
водонагревателями. Имеются горячее водоснабжение.
Питание учащихся осуществляется самостоятельно школой в столовой,
рассчитанной на 60 посадочных мест. Согласно с 10-дневным меню,
согласованным с Роспотребнадзором, в школе организовано бесплатное 5разовое питание для проживающих в интернате и 2-разовое для приходящих
детей.
В МБОУ С(К)ШИ оборудована библиотека, выполняющая функции
читального зала, абонемента, книгохранилища. Библиотека оснащена
стационарным компьютером с выходом в интернет, учебной, методической и
справочной литературой. Библиотечный фонд планомерно пополняется,
выписываются периодические издания для учащихся и педагогов.
Функционирует школьный этнографический музей «Светлая горница». В
музее воссоздан быт русской народной избы: изготовлен макет русской печи,
деревянные стол и лавки, подлинный ткацкий станок. В сборе подлинных
экспонатов истории русской старины принимали участие все дети и сотрудники
школы, сейчас экспозиция составляет более 100 экспонатов. В музее
традиционно проводятся классные часы в фольклорных костюмах, куда
7

приглашаются родители и гости, систематически организуются выставки
творческих работ учащихся и преподавателей школы.
Пришкольная территория разбита на игровую (площадка для подвижных
игр, для тихого отдыха, для встреч с родителями), спортивную
(легкоатлетическая, гимнастическая, баскетбольно-волейбольная площадки,
футбольное поле) зоны, опытные участки для овощных, цветочных культур,
участок с навесом для начальных классов, парадный подъезд. По всей
территории Школы имеется ограждение.
Подъезды и подходы к зданию в пределах участка асфальтированы.
В вечернее время на территории участка и по периметру школы обеспечено
искусственное освещение.
В сети Интернет ведется школьный сайт по адресу: www://mskou-vishera.
Школой реализован в полном объеме план финансово-экономической
деятельности. За 2021 уч. год были произведены расходы в сумме 23 902 916
рублей за счет местного, краевого бюджета.
На закупку товаров, работ и услуг было израсходовано 7 105 896 руб., в том
числе за счет благотворительной помощи - 15000 руб.
В рамках постановления правительства Пермского края от 14 марта 2018 г.
N 108-п в 2021 году в школе были произведены:
ремонт помещений для переодевания, душевых и санитарных узлов
спортзала, том числе приобретено оборудование для раздевалки на сумму
574101 руб.; текущий ремонт искусственного освещения спортивного зала на
сумму 187077 руб.; косметический ремонт спортивного зала на сумму 397664
руб.; устройство протекторов защиты элементов отопления, проемов окна
спортивного зала на сумму 86236 руб.;
приобретено спортивное оборудование (стойки, сетки волейбольные, скамья
для пресса, счетчик для отжимания, дорожка для прыжков в длину, турники
навесные) на сумму 99810 руб.
В рамках проекта «Вишерский движ» мероприятия «Мы выбираем спорт»
приобретено спортивное оборудование для детей с ОВЗ (реабилитационная
беговая дорожка, велосипед-тренажер) на сумму 174600 руб.
Во исполнение решения Красновишеского районного суда Пермского края
от 13.11.2020 №2-340/2020 произведена установка системы оповещения и
управления эвакуацией (антитеррор) на сумму 106199 руб.
Произведен ремонт системы отопления 3-этажного здания на сумму 686693
руб.
На соблюдение требований противопожарной безопасности было
израсходовано 62 000 руб., антитеррористической защищенности - 21600 руб.
Обновлена материально техническая база учреждения: приобретены
принтеры, посуда для столовой, двери для запасных выходов, заменены окна,
приобретена мебель в интернат, закуплены рециркулятор, обогреватели,
триммер.
Все педагоги обеспечены компьютерами с выходом в интернет.

8

4.3. Оценка кадрового обеспечения
На педагогическую работу в Школу принимаются лица, имеющие
необходимую
профессионально-педагогическую
квалификацию,
соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по
должности и полученной специальности, подтвержденную документами
государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.
Школа укомплектована педагогическими кадрами на 100%, в штате
имеются 2 учителя-логопеда, педагог-психолог, социальный педагог, тьютор.
Все педагоги прошли переподготовку по специальностям: дефектология,
логопедия, олигофрено-педагогика.
2018
17 чел/ 74%

2018-2019
3 чел/14%

2019-2020

2021-2022

Курсовая подготовка

12 чел/54%

13 чел/59%

Переподготовка

1 чел/4%

5 чел/23%

6 –чел/27%

0

100% педагогов систематически повышают свою квалификацию в
соответствии с утвержденным Планом. За последние годы прошли КПК по
введению и реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью 16
педагогических работников, что составляет 70% от общего количества
педагогов школы; переподготовку по направлениям: «Олигофренопедагогика и
олигофренопсихология», «учитель-дефектолог: олигофренопедагогика», по
специальности «Учитель-дефектолог», «адаптивная физкультура», учительлогопед, «Экстремальная психология. Оказание экстренной помощи в
кризисных ситуациях и при психологических травмах», прошли 16 человек 72%.
Квалификация
Категория/разряд
Высшая
Первая
Соответствие
Нет категории

2018
39%
14%
43%
4%

2019
36%
0
59%
5%

2020
27%
0
64%
9%

2021
30%
0
65%
5%

Звания и награды
2018
Звание «Почётный работник 1
общего образования»
Почетная Грамота МО ПК
11
Почётная грамота Минпросвещения РФ
Нагрудный знак «Почетный 1
работник
воспитания
и
просвещения РФ»

2019
1

2020
1

2021
1

11

12
1

12
3

1

1

2

Анализ квалификации педагогов показывает, что наблюдается стабилизация

9

профессионального роста педагогов. Основная причина - старение
педагогических кадров и, как следствие, нарастание усталости, отрицание
изменений, снижение энтузиазма, которые препятствуют росту в профессии и
совершенствованию личности.
Проблема профессионального выгорания на данный период времени
актуальна для системы образования российской глубинки. Отсутствие новых
молодых кадров приводит к увеличенным нагрузкам работающих возрастных
педагогов. Поэтому перед администрацией стоит задача предусмотреть
специальные тренинги и семинары по преодолению по сохранению
эмоционального здоровья, мероприятия по мотивированию педагогов на
повышение квалификации, продолжению индивидуализации процесса
повышения педагогического мастерства на основе индивидуальной модели
повышения квалификации сроком на 2-5 лет, частью которого является тема
самообразования.
4.4. Анализ контингента образовательного учреждения
Школа обеспечивает на основе нормативно-правовых актов (федерального,
регионального, муниципального, локального уровней, Устава) обязательность и
доступность начального общего и основного общего образования. Условия
приема регламентированы Порядком приема обучающихся в МБОУ С(К)ШИ.
Наряду с очной формой получения образования используется обучение
учащихся на дому.
В школе в 2021 году получали развитие 74 обучающихся::
в 1-4 классах – 24 учащихся;
в 5-9 классах – 27 учащихся;
в классах УУО - 23 учащихся.
Детей из малообеспеченных, многодетных семей – 14, поживающих в
замещающих семьях – 11, детей инвалидов – 38, состоящих на учете в СОП – 8,
детей, состоящих на внутришкольном контроле - 13.
Сформировано 11 классов комплектов: на I ступени – 5 классов, их них 2
класса 2 вариант; на II ступени – 6 классов, из них 2 класса с УУО.
Лицензионный норматив (110 человек) соблюден, наполняемость классов (12 и
5 человек УУО выдержана).
В школе установлен следующий режим работы:
1) обучение ведется в одну смену;
2) пятидневная учебная неделя;
3) продолжительность перемен между уроками составляет 10, 20 минут;
4) продолжительность урока в 1 классе -35 минут, в 2-9 классах – 40 минут,
в классах 2 вариант 15-40 мин., в зависимости от возраста учащихся.
В результате введения в 2020 году ограничительных мер в связи с
распространением коронавирусной инфекции изменен график прихода детей в
школу (по потокам):
1) вход учащихся начального звена в школу – 8.00 - 8.20, начало занятий –
8.20, окончание занятий – 14.10;

10

2) вход учащихся старшего звена в школу – 8.20 - 8.30, начало занятий –
8.30, окончание занятий – 14.10.
IV. Оценка организации образовательного процесса
5.1. Анализ выполнения образовательной программы, учебного плана
Основная образовательная программа определяет содержание и
организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей
культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие обучающихся, обеспечивающее социальную успешность, развитие
творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение
и укрепление здоровья обучающихся.
Цель образовательной программы:
Формирование личности ученика в соответствии с нормами и правилами,
морально-этическими, социально-правовыми ценностями, принятыми в
современном обществе, подготовленного к самостоятельной жизни и труду.
Анализ учебного плана
Учебные планы школы разработаны в соответствии с нормативными
документами.
Образовательная деятельность школы регулируется следующими учебными
планами:
Образовательная деятельность школы
регулируется
следующими
учебными планами:
•
учебный план № 1. Классно – урочная форма получения образования
для обучающихся с умственной отсталостью 1-4 класс 1 вариант,
Учебный план №2 Классно – урочная форма получения образования для
учащихся подготовительного, 1 класса начального общего образования
умственно отсталых обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата (вариант 6.3)
•
учебный план № 3. Классно – урочная форма получения образования
для обучающихся с умственной отсталостью для 5-9 класса,
•
учебный план № 4. Классно – урочная форма обучения для
обучающихся умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжелыми
и
множественными
нарушениями развития 1 дополнительный, 1,3,4 класс 2 вариант,
Учебный план №5. Классно – урочная форма получения образования для
учащихся 1 дополнительного начального общего образования умственно
отсталых обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4);
•
учебный план № 6. Классно – урочная форма обучения для
обучающихся умеренной умственной отсталостью для 8,9 класса,
•
индивидуальные учебные планы для индивидуального обучения на
дому по медицинским показаниям по адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).

11

Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации.
Анализ
выполнения
образовательных
программ
показал,
что
образовательные программы по всем предметам учебного плана во всех классах
выполнены полностью.
VI. Качество подготовки обучающихся
6.1. Результаты внутришкольных мониторинговых обследований
качества начального и общего образования за 4 года
Начальная
школа
Кол-во учащихся
(без доп., 1 кл)
Успеваемость
Качество знаний

2018

2019

2020

2021

17

13

9

7

100%

84,6%

100%

86%

23,5%

38%

44%

57%

Основная школа
Кол-во учащихся

2018
25

2019
23

2020
26

2021
31

Успеваемость

100%

100%

100%

100%

Качество знаний

36%

26%

26%

35%

В снижении успеваемости мы видим следующие причины:
наличие двух неуспевающих, которые переведены с академической
задолженностью, им рекомендована консультация ПМПК г.Соликамска для
определения дальнейшего маршрута обучения;
введение дистанционного обучения.
В результате введения в 2020 году ограничительных мер в связи с
распространением коронавирусной инфекции, в связи с чем
часть
образовательных программ в 2019/2020 и 2020/2021 учебных годах пришлось
реализовывать с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий. Для этого использовались социальные сети,
официальный сайт МБОУ С(К)ШИ, ЕИС ЭПОС.
Результаты педагогического мониторинга, проведенного по итогам
освоения
образовательных
программ в
дистанционном
режиме,
свидетельствуют о снижении результативности образовательной деятельности
в основной школе. Причину данной ситуации видим в следующем:
12



недостаточное обеспечение обучающихся техническими средствами
обучения – компьютерами, ноутбуками и др., высокоскоростным
интернетом;
 недостаточное
внимание
родителей
(законных
представителей)
обучающихся при организации домашней обстановки, способствующей
успешному освоению образовательных программ;
 не успешность работников Школы в установлении полноценного
взаимодействия с родителями, проведении достаточных разъяснений о
включенности в дистанционные занятия и значимости их для обучающихся.
Исходя из сложившейся ситуации, в плане работы Школы на 2022 год
необходимо предусмотреть мероприятия, минимизирующие выявленные
дефициты, включить мероприятия в план ВСОКО.
Динамика развития учащихся оценивается по результатам СИПР учащихся
1-5 классов 2 вариант, проведения мониторингов сформированности
личностных и базовых учебных действий, предметных результатов (по
требованиям ФГОС, 1-5 классы 1 и 2 варианты), общеучебных умений и
навыков (по М.А.Ступницкой), исследования социальной реабилитации
учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (в классах УУО по
Е.В.Михайловой).
Результаты исследований за 2020-2021 год
Положительная
Стабильная
динамика
динамика
Результаты СИПР учащихся 1-5 19 (100%) СИПР,
1 (5%)ЛР
классов 2 вариант
11 (58%) ЛР
Личностные результаты (1 подг. 16 (84,2%)
0 (0%)
5 кл.)
Динамика развития учащихся (по
59 (79,7%)
11 (14,9%)
школе)
Критерий

Отрицательная
динамика
7 (37%)ЛР
3 (15,8%)
4 (5,4%)

Мониторинг динамики развития с 2014 по 2021 год

13

Анализа представленных данных показывает, что количество учащихся с
положительной динамикой увеличивающееся в последние 5 лет, снизилось.
Повышается процент учащихся со стабильной динамикой. Это может быть
связано с разными причинами: как индивидуальные поведенческие и
интеллектуальные особенности, несформированность самоконтроля, период
«полового» созревания, намеренные социальные и поведенческие девиации,
подверженность отрицательному влиянию, так и увеличение контингента
учащихся с более сложными и сочетанными нарушениями, пресыщение
учащихся учебными знаниями, достижение максимума развития. Также
влияние оказал переход на дистанционное образование, в связи с чем,
мотивация учащихся к обучению снижается.
6.2. Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников,
освоивших адаптированные программы основного общего образования за
3 года
Одним из показателей работы школы является качество знаний
выпускников и результаты государственной (итоговой) аттестации. Анализ
выпуска основной школы говорит о том, что обучающиеся получили знания и
умения по всем предметам школьной программы.
В 9 классе в 2020-2021 учебном году обучались 10 учащихся, 2 чел.- класс
«Особый ребенок». Учащиеся были аттестованы за курс коррекционной школы
годовыми отметками по предмету, получили соответствующий документ об
образовании.
2018-2019
Выпускники МБОУ С(К)ШИ
5
Всего на конец учебного года
5
Из них допущено к государственной (итоговой) 5
аттестации

2019-2020
2
2
2

Прошли государственную (итоговую) аттестацию 100%
и
получили
документ
об
образовании
государственного образца

100%

2020-2021
8
8
6 (2 чел.класс
«Особый
ребенок»
100%

Выпускники показали высокие результаты итоговой аттестации по
швейному делу, которые обусловлены индивидуально - дифференцированной
работой с учащимися.
Также наблюдается повышение качества знаний по столярному делу, что
свидетельствует о качественной подготовке к итоговой аттестации.

14

VII. Востребованность выпускников
Учебный
год

Всего

Продолжают
обучение

2019-2020
2020-2021

3 чел.
8 чел.

2 чел. – 66%
4 чел. – 68%

Работают

1

Имеют
инвалидность
2
2

Не
трудоустроены,
не обучаются
1 (инвалид)
1 (инвалид)

В школе сложилась традиция рассматривать профориентацию как
органическую составную часть учебно-воспитательного процесса. Для
учащихся 8-9 классов действует профориентационный кружок «Мой выбор»,
налажена тесная связь с Уральским промышленным техникумом. Ежегодно
проходит школьный профориентационный проект. Учащиеся выбирают
профессию, которую предлагают в Уральском промышленном техникуме.
Мониторинг дальнейшего устройства наших выпускников позволяет
сделать вывод о том, что система профориентационной работы, дает
положительные результаты, мы видим рост количества выпускников,
поступивших в СПО, устроившихся на работу по окончанию техникума.
VIII. Оценка состояния воспитательной работы и дополнительного
образования
8.1. Организация воспитывающей деятельности
В школе выстроена и развита воспитательная система, включающая в себя
педагогический процесс, внеурочную жизнь детей, воспитательную работу в
интернате, которая была призвана обеспечивать, возможно, более всестороннее
развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и
ответственности, гражданского становления.
В соответствии с требованиями в 2021 году в школе разработана,
утверждена и реализуется рабочая программа воспитания на 2021-2025.
Воспитательная работа Учреждения организована таким образом, что
коллективные творческие дела объединены в педагогические проекты. В центре
такого проекта яркие общие ключевые дела. Это позволяет создать периоды
творческой активности, задать четкий ритм жизни школьного коллектива,
избежать стихийности, оказывать действенную помощь классному
руководителю.
По итогам учебного года был проанализирован уровень воспитанности
учащихся (методика Н.П. Капустиной).
В целом по школе уровень воспитанности составляет 3,5 балла (средний),
что на 0,31 ниже по сравнению с прошлым годом. Анализ показал более
качественный и профессиональный подход педагогов, адекватную оценку
уровня воспитанности.

15

По итогам учебного года были проанализированы: удовлетворенность
учащихся школьной жизнью, удовлетворенность родителей работой
образовательного учреждения.
Анализ анкет показывает, что родителей в целом удовлетворяет
доброжелательное отношение педагогов к детям, справедливость оценивания
достижений ребенка в учебе, создание условий для проявления и развития
творческих способностей ребенка. Некоторые родители считают, что педагоги
дают ребенку недостаточно прочные знания, не учитывают индивидуальные
особенности развития. Родители указывают нам, что школа недостаточно
готовит учащихся к самостоятельной жизни, организует полезные и интересные
мероприятия, работу различных кружков.
Анализ удовлетворенности учащихся школьной жизнью показывает,
высокий уровень удовлетворенности во всех классах. При этом положительная
динамика наблюдается только в 8 и 9 классах. В целом по школе, результат
увеличился – 3,33 балл, говорит об удовлетворенности обучающихся.
8.2. Профилактика личностно – и социально опасных качеств ребёнка и
условий его жизнедеятельности
Систематизация работы в направлении формирования законопослушного
поведения и пропаганде здорового образа жизни нашла отражение в модели
профилактики личностно - и социально – опасных качеств и условий
жизнедеятельности обучающихся, которая действует в школе на протяжении
многих лет. В рамках модели организована систематическая работа по
профилактике неблагополучия в семьях, подростковой преступности,
социального сиротства: по обеспечению и соблюдению прав детей,
проживающих в замещающих семьях, осуществляется контроль за их
проживанием, ведется необходимая документация по учету детей,
нуждающихся в государственной защите и помощи, проводится
просветительская работа с несовершеннолетними, их родителями, педагогами
по изучению нормативно-правовых актов по защите прав детей,
ответственности родителей за выполнение родительских обязанностей.
В учреждении ведется систематическая работа по выявлению
неблагополучия в семье: используются методы педагогического наблюдения за
ребёнком, выходов в семью с целью контроля за состоянием ребёнка, сбором
информации о семье, выявлением и решением причин создавшихся
проблемных ситуаций.
Учебный год
2017(66ч)-2018(68ч)
2018(68ч)-2019(64ч)
2019(62ч)-2020(66ч)
2020(73ч)-2021(74 ч)

«Группа риска»
на
начало
учебного года
9 (13,6%)
9 (13,2%)
11 (17,7%)
13 (17,8%)

СОП
на
конец на
начало
учебного года
учебного года
11 (17,7%)
10 (15,1%)
13 (19,2%)
9 (13,2%)
12 (18,1%)
10 (16,1%)
14 (18,9,%)
8 (10,9%)

на
конец
учебного года
10 (15,1%)
8 (12,5%)
11 (16,6%)
6 (8%)

16

Основная причина постановки на учёт «ГР» - нарушения в поведенческой
сфере учащихся, несовершеннолетний и родители, находящиеся в состоянии
острого и (или) повторяющегося конфликта, острой кризисной ситуации в
семье. СОП-ненадлежащее выполнение родителями обязанностей по
воспитанию и обучению несовершеннолетних, употребление алкоголя
родителями, неудовлетворительные условия проживания.
С целью оказания помощи родителям (законным представителям) по
вопросам воспитания детей, профилактики безнадзорности и правонарушений
среди несовершеннолетних, обеспечения механизма взаимодействия школы со
службами профилактики, защиты прав детей в школе действует Совет
профилактики. В 2021 году проведено 18 заседаний.
8.3. Анализ организации дополнительного образования
Образовательный процесс в системе дополнительного образования
учащихся в нашей школе носит коррекционно-развивающий характер,
обеспечивает занятость и содержательный досуг во второй половине дня.
Система дополнительного образования детей в школе располагает
социально-педагогическими возможностями по развитию творческих
способностей обучающихся в области художественно-эстетической, социальнопедагогической
деятельности,
физкультурно-спортивной
туристскокраеведческой.
Целью дополнительного образования является обеспечение современного
качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на
основе сохранения лучших традиций дополнительного образования по
различным направлениям образовательной деятельности.
81% учащихся охвачен дополнительным образованием по направлениям:
физкультурно-спортивное («Подвижные игры», «Юный олимпиец»)
художественно-эстетическое
(«Самоделкин»,
«Звонкий
голосок»,
«Пластилинногорафия»),
социально-педагогическое («Дружные ребята»,),
в том числе 100% состоящих на учёте в ГР, СОП, ПДН (без учёта учащихся,
обучающихся индивидуально на дому)
В первой половине 2020/2021 учебного года пришлось ввести
дистанционные занятия по программам дополнительного образования. Учет
родительского мнения показал, что почти половина родителей (законных
представителей) обучающихся не удовлетворены подобным форматом занятий
по дополнительному образованию.
8.4. Результаты конкурсного движения
Участие в муниципальных, краевых конкурсах рисунков стало
неотъемлемой частью творческой жизни учащихся нашей школы. Выявляются
талантливые обучающиеся, создаются условия для реализации творческого
потенциала. Учащиеся приобретают знания и практические навыки
художественно-эстетической
деятельности,
развивают
эстетические

17

способности, учатся видеть прекрасное в природе и в жизни, формируется
художественный вкус.
Одним из результатов успешной деятельности педагогического коллектива
в указанном направлении стали итоги участия школьников в конкурсном
движении. Обучающиеся школы задействованы в конкурсах различного уровня
- от школьного до всероссийского. Одни мероприятия являются
традиционными и обязательными, участие в других определяется инициативой
учительского коллектива. Спектр последних не остается неизменным, что
позволяет обучающимся участвовать в соревнованиях творческого содержания
и способствует повышению их мотивации.
В 2020-2021 году более 70% учащихся приняли участие в конкурсном
движении, 31% - являются призёрами конкурсов разного уровня.
Самое многочисленное по участию мероприятие: Межрегиональный
фестиваль по Приволжскому федеральному округу для обучающихся с ОВЗ
«Радуга успеха» - 17 участников , 7 призеров.
С радостью дети участвовали в XXI фестиваль спорта детей-инвалидов
Пермского края, посвященного Международному дню защиты детей,
проходящего в рамках III этапа XI Краевого Паралимпийского спортивного
фестиваля под девизом: «Только вперед! Только к победе!» с выездом в
г.Пермь.
Анализ участия учащихся в творческих конкурсах различных уровней
уровень
муниципальный
краевой
всероссийский

2018-2019

55
17
5

81%
25%
7%

2019-2020
40
64%
3
37,5%
9
12,5%

2020-2021
18
24%
97
131%
32
43%

Проанализировав
участие
учащихся
в
конкурсах
творческой
направленности, можно сделать вывод, что наблюдается хороший рост участия
обучающихся в творческих конкурсах краевого и всероссийского уровня.
Низкий уровень участия в конкурсах муниципального уровня объясняем
отсутствием самих мероприятий, либо номинаций для обучающихся с ОВЗ.
Радует, что половина педагогов выставляют детей на конкурсы разных
уровней, используют потенциал дистанционных конкурсов, интернет-порталов.
Можем сделать вывод, что в школе созданы условия для воспитания и
развития учащихся, 100% учащихся вовлечены в воспитательную деятельность.
IX.
Оценка
методической
образовательного процесса

деятельности

и

сопровождения

9.1. Организация инновационной и методической деятельности в
учреждении
Инновационная направленность образовательного учреждения требует
эффективной системы научно-методического сопровождения образовательного
18

процесса. Единая методическая тема на 2020-2024 годы: «Развитие
профессиональных компетентностей педагогов как фактор достижений
современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях
реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)».
Тема 2020-2021г. «Нейропсихологический подход в системе коррекционноразвивающей работы школы».
В рамках Программы развития МБОУ С(К)ШИ на 2017 - 2022 годы одним
из направлений является проект «Краткосрочные образовательные практики», с
целью развития индивидуальных способностей обучающихся через создание
условий выбора КОП в рамках внеурочной деятельности. Однако, в связи с
введением ограничительных мер и запретом смешения детей из разных классов,
реализацию данного проекта пришлось приостановить, хотя 99% опрошенных
детей и родителей выразили желание продолжить данный проект.
В ходе проекта «Универсальный учитель-современный урок» педагоги на
ШМО изучали технологии нейропсихологического подхода в коррекционной
работе, на уроках разных предметных областей и внеурочных занятиях.
В рамках проекта «Мы вместе» успешно функционирует семейный клуб «Я
- современный родитель». В 2020-2021 уч.году работа клуба была переведена в
дистанционный формат.
Остается задача максимального вовлечения родителей в жизнедеятельность
учреждения.
Успешно решена задача создания на базе учреждения «Методического
центра коррекционного образования». Но в результате введения
ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции
деятельность Центра «МЦКО» и Консультационного пункта «Ступеньки»
временно приостановлена и частично переведена в дистанционный формат.
С целью повышения качества сопровождения образовательного процесса в
условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), повышения мотивации профессионального
развития педагогических работников был проведён конкурс «Обучая,
развиваем и воспитываем». Одной из задач конкурса было повышение
внимания педагогов к реализации развивающего, воспитательного потенциала
урока, занятия. Участие в конкурсе приняли 80% педагогов, у всех педагогов
прослеживалась система работы с использованием адаптированных
технологий.
По итогам конкурсного отбора образовательных организаций, имеющих
опыт организации школьных социально-психологических служб, в рамках
краевого проекта по научно-методическому сопровождению деятельности
специалистов и служб психолого-социального сопровождения общего
образования в условиях внедрения на территории Пермского края
трехуровневой модели психологической службы на 2021-2023 наше
учреждение получило статус «Пилотная площадка по апробации модели
школьной социально-психологической службы Пермского края». В рамках
Площадки в школе реализуется проект «Коррекционно-развивающая
19

программа по формированию навыков самоконтроля у учеников с
интеллектуальными нарушениями». Следующий этап на 2022 год - отработка
модели сетевого взаимодействия с образовательными организациями
Пермского края
9.2. Деятельность Службы сопровождения.
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с УО (ИН) в
МБОУ С(К)ШИ действует Служба психолого-педагогического медикосоциального, то есть комплексного сопровождения. Координирует
деятельность членов Службы сопровождения школьный психолого-медикопедагогический консилиум (ПМПк). Это способствует организации системы
уровневой дифференциации, позволяет создать оптимальные условия для
выявления способностей каждого школьника, развития их интересов,
проведению индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
Ежегодно осенью, зимой и весной в школе проводятся первичный,
промежуточный и итоговый ПМПк. Педагоги отслеживали динамику
развития учащихся с интеллектуальными нарушениями, эффективность
оказываемой им коррекционной помощи в течение учебного года. Была сделана
оценка эффективности разработанных индивидуальных образовательных
маршрутов, выполнение педагогами планов коррекционной работы, разработка
индивидуальных коррекционных программ и оценка их эффективности. Для
каждого рассматриваемого ребенка были разработаны рекомендаций для
педагогов, специалистов, законных представителей ребенка.
Всего обследовано службой сопровождения 100% (74 чел.) учащихся на
начало и окончание учебного года, из них 19% (13 детей) повторно. Всего
проведено 36 заседаний.
Был составлен 31 индивидуальный образовательный маршрут, из них для
детей с проблемами в обучении и поведении – 11, с инвалидностью в классах
ЛУО – 9, с инвалидностью в классах с УУО – 11.
В течение года проводилась коррекционная работа, направленная на
снижение количества детей с авитальной активностью (13 учащихся), снижение
депрессивных состояний и аутоагрессивных реакций, а также стабилизация
самооценки.
9.3. Система повышения профессиональной компетентности педагогов
Другой важнейшей составляющей деятельности методической службы
школы является сопровождение образовательного процесса, которое имеет
разноуровневую систему.
Институциональный уровень предполагает:
мониторинг профессиональных затруднений педагогов с целью организации
методического сопровождения (проводится в начале учебного года, охватывает
100 % педагогов);
работу педагогов над индивидуальной методической темой, педагоги
публично отчитываются о работе над методической темой на заключительном

20

заседании, что безусловно стимулирует педагогов более глубоко изучать
выбранные темы. Методические темы имеют 100 % педагогов;
взаимообмен опытом педагогов школы в различных формах (взаимообмен
опытом педагогов организуют и координируют методические объединения,
план взаимообмена отражен в плане деятельности МО);
проведение обучающих мероприятий внутри МО или для всего
педколлектива.
Внешний муниципальный и межмуниципальный уровень повышения
квалификации включает в себя участие педагогов в деятельности городских
конференций, семинаров, мастер-классов; конкурсов, в работе Ассоциации
коррекционных школ Верхнекамья. На этом уровне педагоги презентовали и
распространяли опыт своей работы.
С целью создания механизма управления развитием профессионального
мастерства учителя для успешного перехода на ФГОС был разработан
методический проект «Универсальный учитель - современный урок».
Анализ активности участия педагогов в методической работе школы
показал, активное участие всех педагогов. В мероприятиях муниципального,
краевого уровня приняли участие 35% учителей. Наиболее активные учителя
основной школы, классов с УУО.
9.4. Распространение передового педагогического опыта
В течение года педагоги школы участвовали в мероприятиях по повышению
педагогического мастерства в рамках Верхнекамской ассоциации, краевых
мероприятиях, муниципальных семинарах.
Распространение педагогического опыта
мероприятия
муниципальные
краевые
Всероссийские, международные
Электронные, печатные публикации

2018-19
7-32%
5-23%
2-9%
4-18%

2019-20
4-20%
7-35%
2-9%
3-10%

2020-21
5 -25%
6 -30%
2 -10%
3 -15%

Анализ показал, что наблюдается стабильная динамика, т.к. из года в год
активно участвуют в мероприятиях муниципального, краевого, всероссийского
уровня одни и те же педагоги.
Положительное в том, что все педагоги повышают уровень
профессионального мастерства, принимая участие в школьных методических
мероприятиях.
IX. Оценка функционирования ВСОКО
Внутренняя Оценка качества образования позволяет осуществлять оценку
динамики ключевых составляющих качества образования, включая качество

21

основных и управленческих процессов, качество содержания образования,
качество реализации программ начального, основного общего образования.
Общее руководство организацией и проведением оценки качества
образования осуществляет директор МБОУ С(К)ШИ. Оценочные мероприятия
проводятся
заместителем
директора,
руководителями
методических
объединений,
учителями-предметниками,
классными
руководителями,
педагогом-психологом, социальным педагогом и др. в соответствии с
параметрами и критериями, разработанными в школе.
Ключевыми направлениями ВСОКО являются: качество образовательных
программ; качество условий реализации образовательных программ; качество
образовательных результатов обучающихся; удовлетворённость потребителей
качеством образования.
В 2021 году ВСОКО позволило проанализировать следующие основные
направления:
оценка соответствия реализуемых в МБОУ С(К)ШИ образовательных
программ федеральным требованиям;
контроль реализации рабочих программ
оценка условий реализации АООП федеральным требованиям;
контроль состояния условий реализации АООП и мониторинг реализации
дорожной карты развития условий реализации АООП;
оценка уровня достижения обучающихся планируемых предметных
результатов освоения АООП;
мониторинг индивидуального прогресса обучающегося в достижении
предметных результатов освоения АООП,
контроль реализации Программ духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся, формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни;
контроль реализации коррекционной работы.
Не были проведены связи с организацией образовательного процесса в
условиях домашней самоизоляции, по рекомендации Министерства
просвещения РФ:
мониторинг сформированности и развития БУД;
мониторинг личностного развития обучающихся, сформированности у
обучающихся личностных результатов;
оценка удовлетворённости участников образовательных отношений
качеством образования.
Оценка содержания образования за 2021 год позволила нам сделать вывод о
соответствии содержания образования и адаптированных основных
общеобразовательных программ требованиям ФГОС образования обучающихся
с легкой умственной отсталостью, с умственной отсталостью в умеренной,
глубокой или тяжелой степени с ТМНР, НОО умственно отсталых
обучающихся с НОДА (6.3), НОО с РАС (вариант 8.4).
Анализ предметных, личностных результатов, базовых учебных действий,
динамики индивидуального развития показал снижение количества учащихся с
положительной и отрицательной динамикой развития, увеличение количества
22

обучающихся со стабильной динамикой. Объясняется это увеличением
контингента учащихся с более сложными и сочетанными нарушениями,
индивидуальными поведенческими особенностями. Также причиной является
обучение в дистанционном формате, в связи с чем, мотивация учащихся к
обучению снижается из-за отсутствия либо недостатка контроля, помощи со
стороны родителей. Анализ удовлетворенности родителей, учащихся работой
учебного заведения показывает высокий уровень удовлетворённости.
Анализ итоговой аттестации показал высокий уровень усвоения
программного материала по швейному делу, хороший по столярному делу, что
свидетельствует о качественной подготовке к итоговой аттестации.
В школе созданы условия для воспитания и развития учащихся, 100%
учащихся вовлечены в воспитательную деятельность, 31% учащихся являются
призёрами конкурсов разного уровня.
Наблюдения уроков в рамках внутришкольного контроля организации
урочной деятельности, школьного конкурса профессионального мастерства
показывают, что структура урока и его наполняемость в 80% соответствует
деятельностному подходу, ведется целенаправленная работа по формированию
БУД в 1-6-х классах.
IIX. Общие выводы
Оценка содержания образования за 2021 год позволила нам сделать вывод о
соответствии содержания образования и адаптированной основной
общеобразовательной
программы
требованиям
ФГОС
образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью, с умственной отсталостью в
умеренной, глубокой или тяжелой степени с ТМНР.
Достижение планируемых показателей условий реализации АООП
осуществляется через планомерную деятельность педагогического коллектива.
Мы пришли к следующим результатам.
Кадровые
условия
соответствуют
требованиям
федерального
законодательства, планомерно увеличивается численность педагогов,
имеющих профессиональную переподготовку по профилю профессиональной
деятельности. Но обозначены следующие «точки роста»: привлечение молодых
специалистов, мотивирование педагогов на участие в районном конкурсе
«Учитель года», краевых мероприятиях, обобщение ППО и размещение в
печатных изданиях.
Психолого-педагогические условия соответствуют требованиям ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью: созданы необходимые
материально-технические условия, педагогом-психологом курируются все
мероприятия в рамках Программы формирования и развития БУД.
Остается основная трудно решаемая задача школы: совершенствование
материально-технической базы в соответствии с требованиями ФГОС.
Школа
оснащена
необходимыми
помещениями
для
учебной,
коррекционной работы, проживания учащихся, площадь которых соответствует
требованиям СанПин.
23

Имеющееся в школе учебно-методическое обеспечение соответствует
требованиям ФГОС, но требуется систематизация и расширение
информационных образовательных ресурсов.
Директор МБОУ С(К)ШИ

Ю.А.Морозова

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».