Отчет о результатах самообследования за 2022 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат»
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Рассмотрен
на педагогическом совете
Протокол от 30.03.2023 № 3

Утверждаю
Директор
МБОУ
С(К)ШИ
_______________ Ю.А.Морозова

Отчет о результатах самообследования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Специальная (коррекционная) школа-интернат»
за 2022 год

г.Красновишерск

Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 1 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17

Структура самообследования
I. Информационная справка об учреждении

3

1.1. Общая информация

3

II. Показатели деятельности МБОУ С(К)ШИ

3

Анализ показателей деятельности МБОУ С(К)ШИ

5

III. Система управления

5

IV. Оценка условий образовательной деятельности

6

4.1. Виды деятельности школы

6

4.2. Оценка материально-технической базы

6

4.3. Оценка кадрового обеспечения образовательного процесса

8

4.4. Анализ контингента образовательного учреждения

10

V. Оценка организации образовательного процесса

11

5.1. Анализ образовательной программы, учебного плана

11

VI. Качество подготовки обучающихся

12

6.1. Результаты внутришкольных мониторинговых обследований качества
начального и общего образования за 3 года, педагогический мониторинг.
6.2. Результаты итоговой аттестации выпускников, освоивших
адаптированные программы основного общего образования за 3 года.
VII. Востребованность выпускников

12

VIII. Оценка воспитательной работы и дополнительного образования

15

8.1. Организация воспитывающей деятельности

15

8.2. Профилактика личностно – и социально опасных качеств ребёнка и
условий его жизнедеятельности
8.3. Анализ организации дополнительного образования

16

8.4. Результаты конкурсного движения

18

IX. Оценка методической деятельности и сопровождения
образовательного процесса
9.1. Организация инновационной и методической деятельности в
учреждении
9.2. Деятельность Службы сопровождения

19

9.3. Система повышения профессиональной компетентности педагогов

22

9.4. Распространение передового педагогического опыта

22

X. Оценка функционирования ВСОКО

23

XI. Общие выводы

25

13
14

18

18
21

2
Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 2 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17

I. Информационная справка об учреждении.
1.1. Общая информация
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат» (далее по тексту – Школа)
является
некоммерческой
организацией,
созданной
администрацией
Красновишерского муниципального района для предоставления услуг,
выполнения работ в целях осуществления предусмотренных законодательством
Российской Федерации (далее по тексту – РФ) полномочий органов местного
самоуправления.
Организационно-правовая форма Школы – учреждение.
Тип Школы – общеобразовательная организация.
Функции учредителя в пределах делегированных полномочий выполняет
орган местного самоуправления - Департамент муниципальных учреждений
администрации Красновишерского муниципального района Пермского края
(далее по тексту – Учредитель), действующий на основании Положения о
Департаменте муниципальных учреждений администрации Красновишерского
муниципального района Пермского края.
Юридический адрес и место нахождения Школы: 618590, Россия, Пермский
край, г. Красновишерск, ул. Гагарина, 68.
МБОУ С(К)ШИ (далее - Школа) расположена в центре города
Красновишерска. Большинство детей проживают в районе школы и в
отдаленных районах города, 22% учащихся – в поселках Красновишерского
округа.
II. Показатели деятельности МБОУ С(К)ШИ
N п/п

Показатели

1.
1.1
1.2

Образовательная деятельность
Общая численность учащихся
Численность учащихся по образовательной программе начального
общего образования
Численность учащихся по образовательной программе основного
общего образования
Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих
на "4" и "5" по результатам промежуточной аттестации, в общей
численности учащихся
Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса,
получивших неудовлетворительные результаты на
государственной итоговой аттестации, в общей численности
выпускников 9 класса
Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, не
получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей
численности выпускников 9 класса
Численность/удельный вес численности учащихся, принявших
участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей

1.3
1.5
1.10

1.14
1.18

Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 3 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17

Единица
измерения
79 человек
41 человек
38 человек
15человек/
39 %
0 человек/
0%
0 человек/
0%
55 человек/
70 %

1.19
1.19.1
1.19.2
1.19.3
1.24
1.25
1.26

1.27
1.28

1.29

1.29.1
1.29.2
1.30
1.30.1
1.30.2
1.31
1.32
1.33

численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся - победителей и 50 человек/
призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности
68 %
учащихся, в том числе:
Регионального уровня
19 человек/
26 %
Федерального уровня
31 человек/
42%
Международного уровня
0 человек/
0%
Общая численность педагогических работников, в том числе:
22 человека
Численность/удельный вес численности педагогических
16 человек/
работников, имеющих высшее образование, в общей численности
73 %
педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических
15 человек/
работников, имеющих высшее образование педагогической
68 %
направленности (профиля), в общей численности педагогических
работников
Численность/удельный вес численности педагогических
6 человек/
работников, имеющих среднее профессиональное образование, в
27 %
общей численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических
5 человек/
работников, имеющих среднее профессиональное образование
23 %
педагогической направленности (профиля), в общей численности
педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических
6 человек/
работников, которым по результатам аттестации присвоена
27 %
квалификационная категория, в общей численности
педагогических работников, в том числе:
Высшая
6 человек/
27 %
Первая
0 человек/
0%
Численность/удельный вес численности педагогических
человек/%
работников в общей численности педагогических работников,
педагогический стаж работы которых составляет:
До 5 лет
2 человек/
9%
Свыше 30 лет
6 человек/
27 %
Численность/удельный вес численности педагогических
0 человек/
работников в общей численности педагогических работников в
0%
возрасте до 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических
6 человек/
работников в общей численности педагогических работников в
27 %
возрасте от 55 лет
Численность/удельный вес численности педагогических и
22 человека/
административно-хозяйственных работников, прошедших за
100 %
последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную
переподготовку по профилю педагогической деятельности или
иной осуществляемой в образовательной организации
деятельности, в общей численности педагогических и
4

Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 4 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17

1.34

2.
2.2

2.3
2.4
2.4.1
2.4.2
2.4.3
2.4.4
2.4.5
2.5.
2.6

административно-хозяйственных работников
Численность/удельный вес численности педагогических и
административно-хозяйственных
работников,
прошедших
повышение квалификации по применению в образовательном
процессе
федеральных
государственных
образовательных
стандартов,
в
общей
численности
педагогических
и
административно-хозяйственных работников
Инфраструктура
Количество экземпляров учебной и учебно-методической
литературы
из
общего
количества
единиц
хранения
библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного
учащегося
Наличие в образовательной организации системы электронного
документооборота
Наличие читального зала библиотеки, в том числе:
С обеспечением возможности работы на стационарных
компьютерах или использования переносных компьютеров
С медиатекой
Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов
С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в
помещении библиотеки
С контролируемой распечаткой бумажных материалов
Численность/удельный вес численности учащихся, которым
обеспечена
возможность
пользоваться
широкополосным
Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся
Общая площадь помещений, в которых осуществляется
образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося

20 человек/
91 %

22 единицы

да
да
да
нет
нет
да
нет
79
29 кв. м

Анализ показателей деятельности МБОУ С(К)ШИ
III. Система управления учреждением
Управление в МБОУ С(К)ШИ осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации на основе сочетания принципов
единоначалия и коллегиальности.
Единоличным исполнительным органом школы является директор, который
осуществляет
текущее
руководство
деятельностью
образовательной
организации.
Систему управления школой отличают демократичность, открытость,
приоритет общечеловеческих ценностей, охрана жизни и здоровья человека,
свободного развития личности.
В школе сформированы коллегиальные органы управления: общее собрание
работников, педагогический совет, управляющий совет, а также методический
совет, методические объединения, общешкольное родительское собрание.
Работа органов управления осуществляется в соответствии с
компетенциями, закрепленными в уставе, других локальных актах школы, что
соответствует законодательству Российской Федерации.

5
Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 5 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17

Организационная уровневая структура системы управления, перечисленные
формы координации деятельности аппарата управления, получение системной
обратной связи по отслеживанию и анализу деятельности субъектов
образовательного процесса позволяют эффективно управлять учебновоспитательным процессом школы.
IV. Оценка условий образовательной деятельности
4.1. Основными видами деятельности Школы является реализация:
адаптированных основных образовательных программ:
- образовательных программ начального общего образования:
- образовательных программ основного общего образования;
- дополнительных общеразвивающих программ.
Образовательная деятельность в Школе организуется в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха
и
оздоровления
детей
и
молодежи», СанПиН
1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания», другими
нормативными правовыми актами, которые регулируют деятельность
образовательных организаций, локальными нормативными актами Школы.
Учебный план обучающихся с легкой умственной отсталостью
ориентирован на 9-11-летний нормативный срок освоения адаптированной
основной общеобразовательной образовательной программы, обучающихся с
умственной отсталостью в умеренной, глубокой, тяжелой степени, с ТНМР – на
12-13-летний нормативный срок освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы, обучающихся с НОДА – 9-11-летний
нормативный срок освоения основной общеобразовательной образовательной
программы.
4.2. Оценка материально-технической базы
Школа располагается в двух типовых благоустроенных каменных зданиях,
рассчитанных на 110 учащихся. На первом этаже двухэтажного здания (принято
в эксплуатацию в 1991 году) находится учебный корпус для младшего звена, на
втором – спальный корпус интерната. В трехэтажном здании (принято в
эксплуатацию в 1996 году) располагается учебный корпус, библиотека,
столовая, спортзал, с оборудованными тренажерной (снарядной), лыжной базой,
раздевальными для девочек и мальчиков, душевыми, санузлами.
Здание школы расположено в благоприятных природных и гигиенических
условиях, вдали от промышленных предприятий.
В фойе школы вывешены копии устава, лицензии на осуществление
образовательной деятельности, лицензии на осуществление медицинской
деятельности, правила поведения для обучающихся. В рекреациях оформлены
6
Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 6 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17

информационные стенды: «Уголок пожарной безопасности», «Уголок
безопасности дорожного движения», «Помним, гордимся!», «Наша Родина –
Россия», «Добрые Дети мира», «Дом, в котором мы живем» сменные выставки
детских работ, работ педагогов школы.
В 13 учебных кабинетах обучались 79 детей (9 учеников находились на
индивидуальном обучении на дому). Все кабинеты оборудованы необходимой
мебелью для организации УВП, установлены умывальные раковины, имеются
компьютеры для использования педагогов. Имеется 2 видеопроектора, экраны,
видеокамера, телевизоры, фотоаппарат. Установлено внешнее и внутреннее
видеонаблюдение (16 камер).
Профессионально-трудовое обучение организовано на базе столярных
мастерских и кабинетов швейного дела.
В школе 4 учебных мастерских (2 столярных, 2 швейных), оборудованных
всем необходимым оборудованием. В рамках реализации федерального проекта
РФ «Современная школа» столярные мастерские укомплектованы наборами
инструментов, системами их хранения, верстаками, сверлильным, токарным,
заточным, фуговально-рейсмусовым, комбинированным станками. Швейные
мастерские оснащены 6 швейными машинками, отпаривателем, манекеном,
столом для раскроя, краеобметочной машинкой, необходимыми наборами
инструментов.
Коррекционно-развивающее обучение организуются в кабинетах учителялогопеда, педагога-психолога, педагога-дефектолога, социально-бытовой
ориентировки, ознакомления с окружающим миром. Кабинет логопедии
оснащен дидактическими, методическими, комплексами, комплексами
развивающих, тактильных игр.
Медицинское обслуживание учащихся осуществляется по договору с ГБУЗ
ПК «Красновишерская ЦРБ». Медицинский кабинет включает: кабинет врача,
процедурный кабинет.
Для проживания иногородних детей создан интернат. В отдельном блоке (на
2 этаже) располагаются 8 спальных комнат и две игровые комнаты,
оборудованные всей необходимой мебелью, наборами дидактических и
настольных игр, телевизором. На этаже расположены: комната для сушки
одежды и обуви, 2 душевые, комнаты личной гигиены, оборудованные
водонагревателями. Имеются горячее водоснабжение.
Питание учащихся осуществляется самостоятельно школой в столовой,
рассчитанной на 60 посадочных мест. Согласно с 10-дневным меню,
согласованным с Роспотребнадзором, в школе организовано бесплатное 5разовое питание для проживающих в интернате и 2-разовое для приходящих
детей.
В МБОУ С(К)ШИ оборудована библиотека, выполняющая функции
читального зала, абонемента, книгохранилища. Библиотека оснащена
стационарным компьютером с выходом в интернет, учебной, методической и
справочной литературой. Библиотечный фонд планомерно пополняется,
выписываются периодические издания для учащихся и педагогов. Учащиеся на
100% оснащены учебной литературой.
7
Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 7 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17

Функционирует школьный этнографический музей «Светлая горница». В
музее воссоздан быт русской народной избы: изготовлен макет русской печи,
деревянные стол и лавки, подлинный ткацкий станок.
Основные направления деятельности музея: проектно-исследовательская,
экскурсионно-просветительская и культурно-массовая работа. Систематически
проводятся выставки и экскурсии.
Пришкольная территория разбита на игровую (площадка для подвижных
игр, для тихого отдыха, для встреч с родителями), спортивную
(легкоатлетическая, гимнастическая, баскетбольно-волейбольная площадки,
футбольное поле) зоны, опытные участки для овощных, цветочных культур,
участок с навесом для начальных классов, парадный подъезд. По всей
территории Школы имеется ограждение.
Подъезды и подходы к зданию в пределах участка асфальтированы.
В вечернее время на территории участка и по периметру школы обеспечено
искусственное освещение.
В сети Интернет ведется школьный сайт по адресу: www://mskou-vishera.
Школой реализован в полном объеме план финансово-экономической
деятельности.
За 2022 уч. год были произведены расходы в сумме 20 323 тыс. рублей за
счет местного, краевого бюджета.
На закупку товаров, работ и услуг было израсходовано 5361 тыс. руб., в том
числе за счет благотворительной помощи – 12 тыс. руб.
На соблюдение требований противопожарной безопасности было
израсходовано 62 000 руб., антитеррористической защищенности - 21600 руб.
Произведен ремонт системы отопления в подвале здания на сумму 71 тыс.
руб., капитальный ремонт раздевалки, организован кабинет информатики,
косметический ремонт помещений школы.
Произведена замена окон в кабинетах на сумму 76 тыс.рублей.
Обновлена материально техническая база учреждения: приобретены
обувницы, скамьи, мебель для кабинета информатики, линолеум, закуплены 2
рециркулятора, холодильник, пылесос, усилитель мощности, флагшток и стенд
для организации патриотического уголка на сумму 199 тыс.рублей.
Каждый учебный кабинет обеспечен компьютером для работы педагогов. В
рамках исполнения государственного контракта № 0410/151 от 30.12.2021 «На
оказание услуг государственным и муниципальным образовательным
организациям с использованием единой сети передачи данных» Министерство
цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
предоставляет учреждению доступ к информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет».
4.3. Оценка кадрового обеспечения
На педагогическую работу в Школу принимаются лица, имеющие
необходимую
профессионально-педагогическую
квалификацию,
соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по
8
Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 8 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17

должности и полученной специальности, подтвержденную документами
государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.
В штате имеются 2 учителя-логопеда, 2 педагога-психолога, социальный
педагог, тьютор. Все педагоги прошли переподготовку по специальностям:
дефектология, логопедия, олигофрено-педагогика.
При этом школа испытывает острую необходимость в учителяхдефектологах с базовым образованием, педагоге-психологе, воспитателе
школьного интерната.
Курсовая подготовка
Переподготовка

2018-2019
17
чел/
74%
1 чел/4%

2019-2020
3 чел/14%

2020-2021

2021-2022

12 чел/54%

13 чел/59%

5 чел/23%

6 чел/27%

0

100% педагогов систематически повышают свою квалификацию в
соответствии с утвержденным Планом. 41% педагогов в 2021-2022 учебном
году прошли КПК в соответствии с выявленными дефицитами
профессиональной деятельности: методика преподавания предметной области,
инновационные технологии, методическое обеспечение образовательного
процесса в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 81% педагогов осуществляют
непрерывное повышение квалификации по актуальным вопросам образования:
организация здорового питания, активные практики воспитания и
взаимодействия с родителями, кибербезопасность, инновационные технологии,
социализация и обучение детей с РАС и др.
Квалификация
Категория/разряд
Высшая
Первая
Соответствие
Нет категории

2019
36%
0
59%
5%

2020
27%
0
64%
9%

2021
30%
0
65%
5%

2022
27%
0
55%
18%

Увеличилось количество педагогов без категории за счет за вновь принятых
сотрудников.
Звания и награды
Звание
«Почётный
работник
общего
образования»
Нагрудный знак «Почетный работник
воспитания и просвещения РФ»
Почётная грамота Минпросвещения РФ
Почетная Грамота МО ПК

2019
1

2020
1

2021
1

2022
1

-

-

1

1

-

1

3

4

11

12

12

12

Анализ квалификации педагогов показывает, что наблюдается на
протяжении ряда дет стабилизация профессионального роста педагогов.
Основная причина - старение педагогических кадров и, как следствие,
9
Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 9 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17

нарастание усталости, отрицание изменений, снижение энтузиазма, которые
препятствуют росту в профессии и совершенствованию личности.
Проблема профессионального выгорания на данный период времени
актуальна для системы образования российской глубинки. Отсутствие новых
молодых кадров приводит к увеличенным нагрузкам работающих возрастных
педагогов. Поэтому перед администрацией стоит задача предусмотреть
специальные тренинги и семинары по преодолению и сохранению
эмоционального здоровья, мероприятия по мотивированию педагогов на
повышение квалификации, продолжению индивидуализации процесса
повышения педагогического мастерства на основе индивидуальной модели
повышения квалификации сроком на 2-5 лет, частью которого является тема
самообразования.
Администрации необходимо продумать способы привлечения новых
педагогов в школу с дальнейшим обучением на узких специалистов.
4.4. Анализ контингента образовательного учреждения
Школа обеспечивает на основе нормативно-правовых актов (федерального,
регионального, муниципального, локального уровней, Устава) обязательность и
доступность начального общего и основного общего образования. Условия
приема регламентированы Порядком приема обучающихся в МБОУ С(К)ШИ.
Наряду с очной формой получения образования используется обучение
учащихся на дому.
В школе в 2022 году получали развитие 79 обучающихся:
в 1-4 классах – 41 учащихся;
в 5-9 классах – 38 учащихся;
из них в классах УУО - 30 учащихся.
Детей из малообеспеченных, многодетных семей – 17, поживающих в
замещающих семьях – 10, детей инвалидов – 40, состоящих на учете в СОП – 6,
детей, состоящих на внутришкольном контроле - 11.
Сформировано 10 классов комплектов: на I ступени – 5 классов, их них 2
класса 2 вариант; на II ступени – 6 классов, из них 2 класса с УУО.
Лицензионный норматив (110 человек) соблюден, наполняемость классов (12
человек ЛУО и 5 человек УУО) выдержана.
В школе установлен следующий режим работы:
1) обучение ведется в одну смену;
2) пятидневная учебная неделя;
3) продолжительность перемен между уроками составляет 10, 20 минут;
4) продолжительность урока в 1 классе -35 минут, в 2-9 классах – 40 минут,
в классах 2 вариант 15-40 мин., в зависимости от возраста учащихся.
В результате введения в 2020 году ограничительных мер в связи с
распространением коронавирусной инфекции изменен график прихода детей в
школу (по потокам):
1) вход учащихся начального звена в школу – 8.00 - 8.20, начало занятий –
8.20, окончание занятий – 14.10;

10
Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 10 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17

2) вход учащихся старшего звена в школу – 8.20 - 8.30, начало занятий –
8.30, окончание занятий – 14.10.
IV. Оценка организации образовательного процесса
МБОУ С(К)ШИ в 2022 году строило свою деятельность в соответствии с
руководящими документами, федерального, регионального и муниципального
уровней, в том числе:
ФГОС
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599;
ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС НОО ОВЗ);
примерными АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22
декабря 2015 г. № 4/15), в том числе вариант 6.3, вариант 8.3, вариант 2.3.
Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида, утверждённым Министерством образования Российской
Федерации (приказ от 10.04.2002 №29/2065-п).
5.1. Анализ выполнения образовательной программы, учебного плана
Основная образовательная программа определяет содержание и
организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей
культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие обучающихся, обеспечивающее социальную успешность, развитие
творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение
и укрепление здоровья обучающихся.
Цель образовательной программы:
Формирование личности ученика в соответствии с нормами и правилами,
морально-этическими, социально-правовыми ценностями, принятыми в
современном обществе, подготовленного к самостоятельной жизни и труду.
В 2022 году в образовательной деятельности реализовывались следующие
цели:
эффективное, качественное и доступное выполнение муниципального
задания на оказание образовательных услуг в соответствии с требованиями
законодательства;
создание условий для реализации ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ;
реализация рабочей программы воспитания как составной части АООП;
устойчивое развитие образовательной организации.
Анализ учебного плана
Учебные планы школы разработаны в соответствии с нормативными
документами.
11
Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 11 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17

Образовательная деятельность школы регулируется следующими учебными
планами:
Образовательная деятельность школы регулируется следующими учебными
планами:
учебный план № 1 для обучающихся 1-4 класс 1 вариант,
Учебный план №2 для учащихся для учащихся 2,3 НОО умственно
отсталых обучающихся с НОДА (вариант 6.3)
учебный план № 3 для обучающихся учащихся 5, 6 класса (1 вариант)
учебный план №4 для учащихся 7-9 класса
учебный план № 5 для обучающихся умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР 1а, 2а, 3а
класса 2 вариант,
учебный план №6 для учащихся 1 класса НОО умственно отсталых
обучающихся с РАС (вариант 8.4);
учебный план № 7 для обучающихся УУО (интеллектуальными
нарушениями), ТМНР 5а, 6а класса 2 вариант;
учебный план № 8 для обучающихся с УУО 8а, 9а класса;
учебный план № 9 для слабослышащих и позднооглохших обучающихся
(вариант 2.3);
индивидуальные учебные планы для индивидуального обучения на дому по
медицинским показаниям.
Анализ
выполнения
образовательных
программ
показал,
что
образовательные программы по всем предметам учебного плана во всех классах
выполнены полностью.
Рабочие программы по предметам и курсам являются приложениями к
АООП и разрабатываются самостоятельно учителями в соответствии с
локальным актом школы. На конец 2021 -2022 учебного года реализация всех
рабочих программ учебного плана составила 100%.
VI. Качество подготовки обучающихся
6.1. Результаты внутришкольных мониторинговых обследований
качества начального и общего образования за 4 года
Начальная школа
Кол-во
учащихся
(без доп., 1 кл)
Успеваемость
(без «2»)
Качество знаний (на
«4» и «5»)
Основная школа
Кол-во учащихся
Успеваемость

2019

2020

2021

2022

13

9

7

14

84,6%

100%

86%

93%

38%

44%

57%

43%

2019
23
100%

2020
26
100%

2021
31
100%

2022
26
100%

12
Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 12 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17

(без «2»)
Качество знаний (на
«4» и «5»)

26%

26%

35%

38%

По итогам года в начальном звене двое учащихся не усвоили программу
обучения: 1 ученик оставлен на повторное обучение, 1 – маршрут обучения по
рекомендации ПМПК г.Соликамска, продолжил обучение по АООП 2 вариант.
Анализ уровня успеваемости и качества знаний показал низкий уровень
качества знаний в начальной школе и слабую динамику в основной школе, что
объясняется низким уровнем актуального развития учащихся 2,4,6,8 классов,
большая часть учащихся этих классов усваивает материал на минимальном
уровне. Кроме того, в 6, 8 классе 50% учащихся с низкой учебной мотивацией,
намеренными социальными и поведенческими девиациями. Перед педагогами
стоит задача мотивации, преодоления трудностей в обучении, коррекции
развития личности обучающихся в соответствии с их психофизическими
возможностями.
Динамика развития учащихся оценивалась по результатам СИПР учащихся
1-5 классов 2 вариант, проведения мониторингов сформированности
личностных и базовых учебных действий, предметных результатов (по
требованиям ФГОС, 1-5 классы 1 и 2 варианты), общеучебных умений и
навыков (по М.А.Ступницкой), исследования социальной реабилитации
учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (в классах УУО по
Е.В.Михайловой).
Мониторинг динамики развития (по школе) с 2017 по 2022 год

Анализ представленных данных показывает, что увеличилось количество
учащихся с отрицательной динамикой развития. Это связано с разными
причинами: увеличение контингента учащихся с более сложными и
сочетанными нарушениями, достижение максимума развития, индивидуальные
поведенческие и интеллектуальные особенности, несформированность
саморегуляции, намеренные социальные и поведенческие девиации,
подверженность отрицательному влиянию.
6.2. Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников,
освоивших адаптированные программы основного общего образования за
3 года
13
Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 13 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17

Одним из показателей работы школы является качество знаний
выпускников и результаты государственной (итоговой) аттестации. Анализ
выпуска основной школы говорит о том, что обучающиеся получили знания и
умения по всем предметам школьной программы.
В 9 классе в 2021-2022 учебном году обучались 7 учащихся. Учащиеся были
аттестованы за курс коррекционной школы по профилю столярное и швейное
дело, получили соответствующий документ об образовании.
Выпускники МБОУ С(К)ШИ
Всего на конец учебного года
Из них допущено к государственной
(итоговой) аттестации
Прошли государственную (итоговую)
аттестацию и получили документ об
образовании государственного образца

2019-2020
2
2
2
100%

2020-2021
8
8
6 (2 чел.- класс
«Особыйребенок»
100%

2021-2022
7
7
7
100%

Выпускники показали высокие результаты итоговой аттестации. Качество
знаний по швейному делу составило 100%, по столярному делу 67%, что
свидетельствует о качественной подготовке к итоговой аттестации, реализации
деятельностного, дифференцированного подхода при работе с обучающимися.
VII. Востребованность выпускников
Учебный

Всего

2019-2020
2020-2021
2021-2022

3 чел.
8 чел.
7 чел

год

Продолжают
обучение
2 чел. – 66%
4 чел. – 68%
5 чел – 71%

Работают Имеют
инвалидность
,
1
1

2
2
1 (учится
СПО)

в

Не
трудоустроены
не обучаются
1 (инвалид)
1 (инвалид)
1

В школе сложилась традиция рассматривать профориентацию как
органическую составную часть учебно-воспитательного процесса. Для
учащихся 8-9 классов действует профориентационный кружок «Мой выбор»,
налажена тесная связь с Уральским промышленным техникумом. Ежегодно
проходит школьный профориентационный проект. В рамках программы
развития школы разработан проект «Профессиональные пробы». Учащиеся
выбирают профессию, которую предлагают в Уральском промышленном
техникуме.
Несмотря на это, 2 выпускника школы не продолжили образование в СПО.
В период обучения в школе семьи обучающихся состояли на учёте в СОП,
ученикам и их семьям уделялось особое внимание со стороны образовательного
учреждения и служб системы профилактики. После окончания школы, ввиду
14
Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 14 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17

отсутствия контроля со стороны родителей, нового образовательного
учреждения, сложилась данная ситуация.
Администрации школы необходимо решить задачу осуществления
взаимосвязи с образовательным учреждением СПО, семьями выпускников,
выпускниками для достижения цели - 100% выпускников должны получить
профессиональное образование.
VIII. Оценка состояния воспитательной работы и дополнительного
образования
8.1. Организация воспитывающей деятельности
В соответствии с требованиями в 2021 году в школе разработана рабочая
программа воспитания на 2021-2025, которая реализует цель: развитие
личности каждого обучающегося, создание условий для самоопределения и
социализации, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности.
Воспитательная работа Учреждения организована таким образом, что
коллективные творческие дела объединены в педагогические проекты.
Школьный педагогический проект - это одна из форм внеурочной работы,
совокупность методической, учебной и внеклассной деятельности в школе,
представляющая многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими
задачами и подчиненная решению этих задач эффективно выстроенной
системой мероприятий, конкурсов, игр, олимпиад, викторин, спортивных
мероприятий и т. п. Срок реализации проекта 1 месяц. В течение учебного года
прошли проекты: «Безопасное детство», «Маленькая страна под названием –
Семья!», «Новогодний калейдоскоп», «Я познаю Россию. Прогулки по
Пермскому краю», «Будь здоров!», «Литературный компас», «На старт,
экоотряд!», «Победа одна на всех».
Основой воспитательной работы классного руководителя, классного
коллектива является реализация классного социального проекта, повышающего
уровень социализации учащихся, привлекающего внимания школьников к
актуальным социальным проблемам школы, города, края, страны,
вовлекающего учащихся в реальную практическую деятельность. Были
реализованы классные социальные проекты: «Азбука здоровья», «Дружный
класс», «Отряд ЮИД», «Лучики добра», «Спортивный судья», «Светлая
горница», «Профориентация», «Волонтёрский отряд».
В 2022 году провели работу по организации изучения школьниками
государственных символов России и субъекта РФ. Для этого скорректировали
рабочие программы по предметам: мир природы и человека, история, чтение,
русский язык, окружающий социальный мир, профильный труд.
В фойэ 2 этажа организован патриотический уголок с флагом РФ на
флагштоке, уголком «Государственные символы». Включили в программу
воспитания школы церемонии поднятия флага России – каждый рабочий
понедельник, спуска флага России – каждую рабочую пятницу, выноса флага
России – на торжественных и праздничных мероприятиях.
15
Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 15 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17

С 1 сентября 2022 года в рамках внеурочной деятельности запущен проект
«Разговоры о важном». Проект направлен на развитие ценностного отношения
школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре, на формирование
соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему
для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» реализуется с учетом
особых образовательных потребностей разных возрастных и нозологических
групп обучающихся с ОВЗ, их индивидуальных особенностей здоровья,
развития.
Впервые летом на базе нашей школы был реализован проект «Солнечные
встречи» в рамках инклюзивной смены детского лагеря досуга и отдыха
«Солнечные встречи» для обучающихся МБОУ С(К)ШИ и волонтёрского
отряда #ДобраяВишера обучающихся МБОУ СОШ№1. Совместными усилиями
подготовлены интересные, разноплановые события: открытие лагерной смены
«Самый дружный хоровод» в рамках Всероссийского проекта "Тетрадка
Дружбы", «#ДеньСказок#ДеньТеатра#ДеньПушкина», квест - игра «Форт
Боя́рд».
На совместных встречах дети с ОВЗ учились полноценно общаться со
здоровыми сверстниками. Для них – это возможность для социализации и
самореализации. Они участвовали в мастер-классах, играли, готовили с
другими детьми номера для общелагерных мероприятий и обсуждали
прошедший день.
По итогам ВСОКО в 3 (27%) классных коллективов, интернате прошла
активная, систематическая работа по реализации социального проекта, в 6
классах (55%) работа проводилась эпизодически. В 2 (18%) классах социальный
проект не был реализован.
Анализ работы с родителями показал недостаточное вовлечение родителей
в жизнедеятельность учреждения, класса, в том числе через родительские
собрания, план по которым не был выполнен, что является не выполнением
функциональных обязанностей классных руководителей и свидетельствует о не
достаточном контроле со стороны администрации.
Администрации школы необходимо уделить внимание:
- в рамках мероприятий ВСОКО контролю за реализацией социальных
проектов в 100% классов и интернате;
- методической работе с педагогами по реализации социального проекта.
- в рамках мероприятий ВСОКО контролю за выполнением
функциональных обязанностей классных руководителей по привлечению
родителей к планированию воспитательной деятельности, разнообразию форм
работы с родителями.
8.2. Профилактика личностно – и социально опасных качеств ребёнка и
условий его жизнедеятельности
Систематизация работы в направлении формирования законопослушного
поведения и пропаганде здорового образа жизни нашла отражение в модели
16
Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 16 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17

профилактики личностно - и социально – опасных качеств и условий
жизнедеятельности обучающихся, которая действует в школе на протяжении
многих лет. В рамках модели организована систематическая работа по
профилактике неблагополучия в семьях, подростковой преступности,
социального сиротства: по обеспечению и соблюдению прав детей,
проживающих в замещающих семьях, осуществляется контроль за их
проживанием, ведется необходимая документация по учету детей,
нуждающихся в государственной защите и помощи, проводится
просветительская работа с несовершеннолетними, их родителями, педагогами
по изучению нормативно-правовых актов по защите прав детей,
ответственности родителей за выполнение родительских обязанностей.
Основная причина постановки на учёт «ГР» - нарушения в эмоционально –
волевой сфере (особенности психического развития), СОП - ненадлежащее
выполнение родителями обязанностей по воспитанию и обучению
несовершеннолетних,
употребление
алкоголя
родителями,
неудовлетворительные условия проживания.
Учебный год
2019 (62 ч)-2020 (66 ч)
2020 (72 ч)-2021 (74 ч)
2021 (73 ч)-2022 (78 ч)

«Группа риска»
СОП
на
начало на
конец на
начало на
конец
учебного года
учебного года
учебного года
учебного года
11 (17,7%)
12 (18,1%)
10 (16,1%)
11 (16,6%)
13 (18%)
14 (18,9,%)
8 (11)
6 (8%)
19 (26%)
18 (23%)
7 (9,5%)
7 (8,9%)

Основные причины совершения поступков: употребление алкогольных
напитков,
неосознанность
своих
поступков
и
их
последствий
несовершеннолетними.
В течение учебного года с инспекторами ПДН ОВД проводились
совместные мероприятия: советы профилактики, профилактические беседы с
несовершеннолетними, предоставлялась информация об учащихся и их семьях,
характеристики на учащихся, обмен информацией, совместные выходы в семьи.
В праздничные и выходные дни осуществились межведомственные рейды,
выезды в семьи. Совместно с КДНиЗП отрабатывали организацию летней
занятости детей, состоящих на учете СОП.
Принимали участие в совместных мероприятиях служб профилактики.
Родители детей данных категорий приглашались на «Советы профилактики» с
целью выявления причин, способствующих постановке детей в «ГР».
Разрабатывались ИПК, утверждали план работы, сроки исполнения. По
истечении
срока
реализации
запланированных
мероприятий
с
несовершеннолетними подводился итог полученных результатов. В 2022 году
проведено 22 заседания «Совета профилактики».
В школе постоянно работает система контроля посещаемости учащимися
школы, ведется совместная работа с органами профилактики: КДН и ЗП, ПДН
Отделение МВД России по Красновишерскому городскому округу,
Территориальное управление № 7 Министерства соц. Развития Пермского края
по Красновишерскому району, Красновишерское отделением сопровождения
17
Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 17 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17

семей с детьми ГКУСО ПК «ЦПД» г. Березники, Соликамский филиал ГБУП
«ЦППМСП».
Классные руководители в начале учебного года составляют социальный
паспорт класса и школы, отражают динамику в АИС «Траектория».
8.3. Анализ организации дополнительного образования
Образовательный процесс в системе дополнительного образования
учащихся в нашей школе носит коррекционно-развивающий характер,
обеспечивает занятость и содержательный досуг во второй половине дня.
Система дополнительного образования детей в школе располагает
социально-педагогическими возможностями по развитию творческих
способностей обучающихся в области художественно-эстетической, социальнопедагогической деятельности, физкультурно-спортивной.
Целью дополнительного образования является обеспечение современного
качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на
основе сохранения лучших традиций дополнительного образования по
различным направлениям образовательной деятельности.
90% учащихся охвачены дополнительным образованием по направлениям:
физкультурно-спортивное («Подвижные игры», «Юный олимпиец»)
художественно-эстетическое («Самоделкин», «Звонкий голосок»),
социально-педагогическое («Дружные ребята», «Хочу всё знать»),
в том числе 100% состоящих на учёте в ГР, СОП, ПДН (без учёта учащихся,
обучающихся индивидуально на дому).
8.4. Результаты конкурсного движения
Участие в муниципальных, краевых конкурсах рисунков стало
неотъемлемой частью творческой жизни учащихся нашей школы. Выявляются
талантливые обучающиеся, создаются условия для реализации творческого
потенциала. Учащиеся приобретают знания и практические навыки
художественно-эстетической
деятельности,
развивают
эстетические
способности, учатся видеть прекрасное в природе и в жизни, формируется
художественный вкус.
Одним из результатов успешной деятельности педагогического коллектива
в указанном направлении стали итоги участия школьников в конкурсном
движении. Обучающиеся школы задействованы в конкурсах различного уровня
- от школьного до всероссийского. Одни мероприятия являются
традиционными и обязательными, участие в других определяется инициативой
учительского коллектива. Спектр последних не остается неизменным, что
позволяет обучающимся участвовать в соревнованиях творческого содержания
и способствует повышению их мотивации.
В 2021-2022 году более 70% учащихся приняли участие в конкурсном
движении, 68% (не персонифицированный учёт) - являются призёрами
конкурсов разного уровня.
Самое многочисленное по участию мероприятие: Всероссийская
специальная предметная олимпиада для детей с ОВЗ, Межрегиональный
18
Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 18 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17

фестиваль по Приволжскому федеральному округу для обучающихся с ОВЗ
«Радуга успеха».
Ежегодно обучающиеся выезжают на краевые соревнования: участвовали в
XXII фестивале спорта детей-инвалидов Пермского края, посвященного
Международному дню защиты детей, проходящего в рамках III этапа XI
Краевого Паралимпийского спортивного фестиваля под девизом: «Только
вперед! Только к победе!».
Значимые победы:
II всероссийский конкурс «Будущее страны» в номинации «Стихотворение
о Родине» - диплом 1 степени,
краевой конкурс плакатов «Права человека» - коллективная работа
победитель в номинации «Творческий подход»,
краевой конкурс «Чистая вода», номинация Литературно-публицистическое
творчество «Мой водный край» - 1 призёр,
муниципальная природоохранная акция «Марш парков» - команда школы
призёр.
Анализ участия учащихся в творческих конкурсах различных уровней
уровень
муниципальный
краевой
всероссийский

2019-2020
40
64%
3
37,5%
9
12,5%

2020-2021
18
24%
97
131%
32
43%

2021-2022
53
72%
45
61%
35
47%

Проанализировав
участие
учащихся
в
конкурсах
творческой
направленности, можно сделать вывод, что наблюдается рост участия
обучающихся в творческих конкурсах муниципального и всероссийского
уровня. Участие в краевых конкурсах, олимпиадах ниже чем в прошлом году,
но находится на высоком уровне за счёт участия в Верхнекамских
мероприятиях.
Педагоги используют потенциал дистанционных конкурсов, интернетпорталов.
Можем сделать вывод, что в школе созданы условия для воспитания и
развития учащихся, 100% учащихся вовлечены в воспитательную деятельность.
IX.
Оценка
методической
деятельности
и
сопровождения
образовательного процесса
9.1. Организация инновационной и методической деятельности в
учреждении
Инновационная направленность образовательного учреждения требует
эффективной системы научно-методического сопровождения образовательного
процесса. Единая методическая тема на 2020-2024 годы: «Развитие
профессиональных компетентностей педагогов как фактор достижений
современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях
реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)».
19
Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 19 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17

Тема 2021-2022 - «Использование приемов нейропсихологии в
образовательном процессе».
Изучение нейропсихологического подхода в методической работе школы
продолжается второй год.
Школа приняла участие в конкурсном отборе ПГГПУ и по итогам
конкурсного отбора стала пилотной площадкой по реализации проекта
“Коррекционно- развивающая программа по формированию умения
действовать по образцу у учеников с интеллектуальными нарушениями» в
рамках краевого проекта «Научно-методическое сопровождение деятельности
специалистов и служб психолого-социального сопровождения общего
образования в условиях внедрения на территории Пермского края
трехуровневой модели психологической службы».
Коррекционно-развивающая программа объединяет усилия педагогов и
специалистов школы и реализуется в следующих направлениях:
1.
Коррекционно-развивающая
программа
педагога-психолога
ориентирована на обучающихся 10-14 лет с лёгкой умственной отсталостью с
нарушением самоконтроля.
2. Организованные подвижные перемены реализуются через проведение игр
с правилами: русских народных игр, подвижных игр, а так же игр с
использованием нейросенсорных дорожек. Организуется 1 подвижная перемена
ежедневно.
3. Уроки, учебные занятия проводились с использованием ритуалов начала,
окончания
урока,
физминутки
(кинезиологические
упражнения,
нейропсихологические игры и упражнения, рефлексия).
Количественные показатели пилотной деятельности:
Занятия проходили в течение 4 четверти.
Проведено 8 занятий педагога-психолога: 4 занятия – 4 класс и 4 занятия –
5-6 класс. Подвижных перемен – 40. Уроков – 120.
Творческая группа приняла участие в краевых вебинарах по организации
модели сетевого взаимодействия с образовательными организациями
Пермского края - представляла коррекционно-развивающую программу.
Деятельность пилотной площадки продолжилась в 2022-2023 учебном году.
В рамках методической темы школы, пилотной площадки был проведён
школьный конкурс профессионального мастерства «Self-control - начало».
Задачами конкурса было внедрение достижений современной науки и
требований ФГОС, а также современных технологий и методов в практику
коррекционной работы; повышение внимания педагогов к формированию
навыков самоконтроля у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Участие в конкурсе приняли 50%
педагогов. У всех участников прослеживалась система работы по обучению
умению формулировать тему, цель, подводить итог урока. 50% участников
смогли подобрать оптимальные приёмы, методы и средства обучения,
направленные на формирование самоконтроля, умения действовать по образцу.
Результаты конкурса выявили проблемное поле и ориентировали на задачи:
продолжить работу по организации групповой, парной работы учащихся на
20
Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 20 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17

уроке, использования разных видов контроля, само и взаимооценивания;
внедрению цифровых образовательных ресурсов.
В 2022 году были подведены итоги реализации Программы развития МБОУ
С(К)ШИ на 2018-2022. На базе школы был организован и успешно
функционировал Методический центр коррекционного образования, рамках
которого методическая методическая, психолого-педагогическая помощь
педагогам, обучающим детей с ОВЗ. По запросу семей с детьми с ОВЗ
Красновишерского округа на базе МЦКО создан Консультационный пункт,
оказывающий платные консультационные, коррекционные услуги. В результате
введения в 2020 году ограничительных мер в связи с распространением
коронавирусной инфекции работу Коррекционного пункта пришлось временно
приостановить, МЦКО перешел в дистанционный формат работы, а в 2022 году
возобновил работу в очном формате.
Новые вызовы времени поставили перед учреждением новые задачи,
которые легли в основу основных направлений Программы развития на 20222025 годы:
- моделирование деятельности школьной социально-психологической
службы в рамках пилотной площадки краевого сетевого проекта;
- цифровизация образовательной деятельности, делопроизводства;
- формирование профессионального самоопределения обучающихся через
организацию профессиональных проб;
- социальное проектирование как средство формирования гражданской
позиции участников образовательного процесса.
Созданы рабочие группы, проведены входные анализы, тестирования,
осуществлен подбор НПА, технологий, моделей, сервисов.
9.2. Деятельность Службы сопровождения.
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с УО (ИН) в
МБОУ С(К)ШИ действует Служба психолого-педагогического медикосоциального, то есть комплексного сопровождения. Координирует
деятельность членов Службы сопровождения школьный психолого-медикопедагогический консилиум (ПМПк). Это способствует организации системы
уровневой дифференциации, позволяет создать оптимальные условия для
выявления способностей каждого школьника, развития их интересов,
проведению индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
Ежегодно осенью, зимой и весной в школе проводятся первичный,
промежуточный и итоговый ПМПк. Педагоги отслеживали динамику
развития учащихся с интеллектуальными нарушениями, эффективность
оказываемой им коррекционной помощи в течение учебного года. Была сделана
оценка эффективности разработанных индивидуальных образовательных
маршрутов, выполнение педагогами планов коррекционной работы, разработка
индивидуальных коррекционных программ и оценка их эффективности. Для
каждого рассматриваемого ребенка были разработаны рекомендаций для
педагогов, специалистов, законных представителей ребенка.

21
Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 21 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17

Всего обследовано службой сопровождения 100% (79 чел.) учащихся на
начало и окончание учебного года. Всего проведено 18 заседаний.
В рамках деятельности ППк было составлено 12 индивидуальных
образовательных маршрутов, из них для детей с проблемами в обучении – 5.
В течение года проводилась коррекционная работа, направленная на
снижение количества детей с авитальной активностью (13 учащихся), снижение
депрессивных состояний и аутоагрессивных реакций, а также стабилизация
самооценки.
9.3. Система повышения профессиональной компетентности педагогов
Другой важнейшей составляющей деятельности методической службы
школы является сопровождение образовательного процесса, которое имеет
разноуровневую систему.
Институциональный уровень предполагает:
мониторинг профессиональных затруднений педагогов с целью организации
методического сопровождения (проводится в начале учебного года, охватывает
100 % педагогов);
работу педагогов над индивидуальной методической темой, педагоги
публично отчитываются о работе над методической темой на заключительном
заседании, что безусловно стимулирует педагогов более глубоко изучать
выбранные темы. Методические темы имеют 100 % педагогов;
взаимообмен опытом педагогов школы в различных формах (взаимообмен
опытом педагогов организуют и координируют методические объединения,
план взаимообмена отражен в плане деятельности МО);
проведение обучающих мероприятий внутри МО или для всего
педколлектива.
Внешний муниципальный и межмуниципальный уровень повышения
квалификации включает в себя участие педагогов в деятельности городских
конференций, семинаров, мастер-классов; конкурсов, в работе Ассоциации
коррекционных школ Верхнекамья. На этом уровне педагоги презентовали и
распространяли опыт своей работы.
Проведены все запланированные заседания педагогического совета,
методических объединений.
Анализ активности участия педагогов в методической работе школы
показал включенность всех педагогов. В мероприятиях муниципального,
краевого уровня приняли участие 45% педагогов. Наиболее активные учителя
основной школы, классов с УУО.
9.4. Распространение передового педагогического опыта
В течение года педагоги школы участвовали в мероприятиях по повышению
педагогического мастерства в рамках Верхнекамской ассоциации, краевых
мероприятиях, муниципальных семинарах.

22
Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 22 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17

мероприятия
Муниципальные
Краевые
Всероссийские, международные
Электронные, печатные публикации

2019-20
4-20%
7-35%
2-9%
3-10%

2020-21
5 -25%
6 -30%
2 -10%
3 -15%

2021-22
3-14%
9-41%
3 – 14%
6 -27%

Анализ показал, что наблюдается активизация участия в краевых
мероприятиях, благодаря Верхнекамской ассоциации.
Положительное в том, что все педагоги повышают уровень
профессионального мастерства, принимая участие в школьных методических
мероприятиях.
Значимые мероприятия
Краевое мероприятие «Открытый день мастер-классов педагогов,
реализующих АООП/АОП в образовательных организациях Пермского края
«Путь к успеху» -2 победителя.
III краевая педагогическая конференция «Цифровая трансформация в
образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и
здоровьесбережение: проблемы и решения» -2 участника.
Краевой конкурс методических материалов по безопасности дорожного
движения – 2 участника 2 место.
IV Краевая олимпиада для педагогов, работающими с детьми ОВЗ «Конкурс
мастер-классов» 1 участник
VIII Краевая практическая конференция «Актуальные вопросы духовнонравственного воспитания детей и молодежи: опыт, проблемы, перспективы
развития» - 4 участника.
Верхнекамский круглый стол «Обновление содержания и практик
технологического
образования
обучающихся
с
интеллектуальными
нарушениями в рамках реализации Федерального проекта «Современная
школа» -2 участника.
Муниципальный конкурс методических разработок профориентационной
направленности «Шаг к профессии» -2 участника.
IX. Оценка функционирования ВСОКО
Внутренняя система оценки качества образования позволяет осуществлять
оценку динамики ключевых составляющих качества образования, включая
качество основных и управленческих процессов, качество содержания
образования, качество реализации программ начального, основного общего
образования.
Общее руководство организацией и проведением оценки качества
образования осуществляет директор МБОУ С(К)ШИ. Оценочные мероприятия
проводятся
заместителем
директора,
руководителями
методических
объединений,
учителями-предметниками,
классными
руководителями,
педагогом-психологом, социальным педагогом и др. в соответствии с
параметрами и критериями, разработанными в школе.
23
Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 23 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17

Ключевыми направлениями ВСОКО являются: качество образовательных
программ; качество условий реализации образовательных программ; качество
образовательных результатов обучающихся; удовлетворённость потребителей
качеством образования.
В 2022 году в рамках ВСОКО проанализированы следующие основные
направления:
оценка соответствия реализуемых в МБОУ С(К)ШИ образовательных
программ федеральным требованиям;
контроль реализации рабочих программ
оценка условий реализации АООП федеральным требованиям;
контроль состояния условий реализации АООП и мониторинг реализации
дорожной карты развития условий реализации АООП;
оценка уровня достижения обучающихся планируемых предметных
результатов освоения АООП;
мониторинг индивидуального прогресса обучающегося в достижении
предметных результатов освоения АООП,
контроль реализации Программы воспитания;
контроль реализации коррекционной работы.
мониторинг сформированности и развития БУД;
мониторинг личностного развития обучающихся, сформированности у
обучающихся личностных результатов;
оценка удовлетворённости участников образовательных отношений
качеством образования.
Оценка содержания образования за 2022 год позволила нам сделать вывод о
соответствии содержания образования и адаптированных основных
общеобразовательных программ требованиям ФГОС образования обучающихся
с легкой умственной отсталостью, с умственной отсталостью в умеренной,
глубокой или тяжелой степени с ТМНР, НОО умственно отсталых
обучающихся с НОДА (6.3), НОО с РАС (вариант 8.4).
Анализ предметных, личностных результатов, базовых учебных действий,
динамики индивидуального развития показал
- увеличение количества учащихся с отрицательной динамикой развития.
Это связано с разными причинами: увеличение контингента учащихся с более
сложными и сочетанными нарушениями, достижение максимума развития,
индивидуальные
поведенческие
и
интеллектуальные
особенности,
несформированность саморегуляции, намеренные социальные и поведенческие
девиации, подверженность отрицательному влиянию.
- увеличение количества обучающихся 1 варианта с отрицательной
динамикой развития личностных результатов, что является результатом
недостаточно целенаправленной работой педагогического коллектива над
развитием жизненных компетенций обучающихся, перешедших в основную
школу. Сложности в выстраивании взаимосвязи с родителями обучающихся с
девиантным
поведением
по
достижении
цели
индивидуального
образовательного маршрута обучающихся (ИОМ): коррекции поведения,
усиления родительского контроля.
24
Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 24 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17

- увеличение количества обучающихся 2 варианта с положительной
динамикой в развитии личностных результатов.
Анализ удовлетворенности родителей, учащихся работой учебного
заведения показывает высокий уровень удовлетворённости.
Анализ итоговой аттестации показал высокий уровень усвоения
программного материала по швейному делу, столярному делу, что
свидетельствует о качественной подготовке к итоговой аттестации.
В школе созданы условия для воспитания и развития учащихся, 100%
учащихся вовлечены в воспитательную деятельность, 68% учащихся являются
призёрами конкурсов разного уровня.
Наблюдения в рамках ВСОКО уроков, внеурочной деятельности,
дополнительного образования, школьного конкурса профессионального
мастерства показывают, что структура урока, занятия и их наполняемость в
80% соответствует деятельностному подходу, ведется целенаправленная работа
по формированию БУД в 1-7-х классах, что является не достаточным при
развитии личностных результатов.
IIX. Общие выводы
Анализ результатов самообследования позволил на сделать следующие
выводы.
Содержание образования и адаптированной основной общеобразовательной
программы соответствует требованиям ФГОС образования обучающихся с
легкой умственной отсталостью, с умственной отсталостью в умеренной,
глубокой или тяжелой степени с ТМНР.
Достижение планируемых показателей условий реализации АООП
осуществляется через планомерную деятельность педагогического коллектива.
Кадровые
условия
соответствуют
требованиям
федерального
законодательства, планомерно увеличивается численность педагогов, имеющих
профессиональную
переподготовку
по
профилю
профессиональной
деятельности.
Психолого-педагогические условия соответствуют требованиям ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью: созданы необходимые
материально-технические условия, педагогом-психологом курируются все
мероприятия в рамках Программы формирования и развития БУД.
Школа
оснащена
необходимыми
помещениями
для
учебной,
коррекционной работы, проживания учащихся, площадь которых соответствует
требованиям СанПин.
Имеющееся в школе учебно-методическое обеспечение соответствует
требованиям ФГОС.
Функционирует внутренняя оценка системы качества образования.
Общие выводы: поставленные перед педагогическим коллективом задачи в
2022 году выполнены.

25
Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 25 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17

Приоритетные направления работы школы в 2023 году.
1. Повысить уровень образования за счет обеспечения качественного
образования в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ:
создать условия для повышения качества образования; совершенствовать
механизмы повышения мотивации учащихся к учебной деятельности;
совершенствовать внутришкольную систему оценки качества образования.
2. Осуществить подготовку к введению федеральной АООП с 01.09.2023 г.
3. Продолжить работу над созданием условий безопасного и комфортного
образовательного
пространства
для
пребывания
всех
участников
образовательного процесса, включающих применение развивающих и
здоровьесберегающих педагогических технологий в различных видах
деятельности; повысить эффективность контроля качества образования.
4. Совершенствовать воспитательную систему школы: способствовать
сплочению классных коллективов через повышение мотивации учащихся к
совместному участию в общешкольных внеклассных мероприятиях, проектной
деятельности; повысить уровень общешкольных мероприятий и конкурсов,
расширить формы взаимодействия с родителями; продолжить работу по
профилактике девиантных форм поведения и вредных привычек.
5. Продолжить работу для выявления, развития и поддержки обучающихся с
разными образовательными возможностями в различных областях творческой
деятельности; повысить эффективность работы по развитию творческих
способностей, нравственных качеств учащихся; создать условия для
самореализации, профориентации учащихся.
6. Повысить профессиональные, в том числе цифровые компетентности
через:
развитие
системы
повышения
квалификации
учителей;
совершенствование организационной, аналитической, прогнозирующей и
творческой деятельности школьных методических объединений; развитие
системы самообразования. Создать условия для привлечения молодых
специалистов.
7. Совершенствовать материально-техническую базу в соответствии с
требованиями ФГОС.

Директор МБОУ С(К)ШИ

Ю.А.Морозова

26
Документ создан в электронной форме. № 243-2023/Исх-1-01-17 от 19.04.2023. Исполнитель: Морозова Ю.А.
Страница 26 из 26. Страница создана: 19.04.2023 13:17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».